Петербургский легпром: рост с осторожностью

Долгое время российские фабрики одежды не развивали свои производства, но с уходом международных брендов ситуация изменилась: они закупают новую технику и обучают персонал. Сделает ли форс-мажор 2022 года легкую промышленность полноценной отраслью экономики и инвестировали ли владельцы предприятий сектора в свои производства в этом году, мы узнали, поговорив с владельцами компаний. Чиновники дополнили картину: рост легпрома в Петербурге — 57%.

Предприятия легкой промышленности Петербурга переживают второе рождение

Производство одежды в городе, например, в сентябре 2022 года, по данным комитета по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИТ), увеличилась на 57% по сравнению с 2021 годом. Рост, превышающий 70%, наблюдается у многих предприятий легкой промышленности, сообщает комитет. Это связано с увеличением спроса на продукцию со стороны торговых сетей, где доля отечественных поставщиков в ассортименте в 2022 году существенно выросла, сообщает РБК плюс.

В связи с увеличением спроса петербургские производители одежды расширяют производства. Общий объем инвестиций в основной капитал в январе-сентябре 2022 года по данным КППИТ составил более 380 млн рублей.

В легпроме Петербурга работают более 20 крупных и средних предприятий легкой промышленности, а также субъекты малого предпринимательства. Среди компаний отрасли ЗАО «НПО Специальных материалов», ГК «Леди Шарм», ГК «Помпа», ООО «Миаком СПб», ООО «НЕВА ТАФТ», ОАО «ПНК им. Кирова», ОП АО «БТК групп», ООО «НПФ «Техинком», ЗАО «Трибуна», АО «ПТК «Модерам», АО «Кожа», ООО «Рассвет» и другие.

Справедливости ради стоит добавить, что некоторые из предприятий легпрома работают как бизнес-центры, сохранив лишь часть производства. 

В Союзе производителей изделий легкой промышленности добавляют, что петербургский легпром делится на две части: одна из них, это предприятия, работающие, в основном, на госзаказ и гособоронзаказ, другая часть — на потребительский рынок. 

По мнению исполнительного директора СПИЛП Светланы Молчаливой рост был и у тех, кто работает на госзаказ, и у тех, кто работает на потребрынок. «Предприятия, работающие на госзаказ, часто выпускают продукцию по упрощенной схеме, то есть продукцию, не нуждающуюся, например, в цифровой маркировке, — говорит Светлана Молчанова, — а компании, работающие на потребительский рынок, несут всю полноту затрат, связанных с маркировкой, и финансовых, и трудовых. Но в конечном счете эти предприятия также демонстрируют рост по итогам года». 

Никакого застоя

«Никакого застоя в этом году не было: открыли три новых магазина, готовимся открыть еще 6 магазинов. Общий рост производства — и нашей фабрики в Гатчине, и экспериментального цеха в Петербурге, составил 30%, — говорит Валентина Миронова, основатель группы компаний Lady Sharm. — В 2022 году мы обновили производство, поменяли большое количество машин — они уже с электроникой, скоростные, универсальные, с автоматическими строчками, стоят по 800 тысяч рублей и более. В феврале этого года закупили большое число запчастей», — говорит Валентина Миронова. 

Валентина Миронова, основатель модного дома Lady Sharm

Основатель компании добавляет, что росту легпрома еще больше помогла бы инициатива местных властей по воздействию на торговые центры с целью снизить арендную плату за площади в ТЦ в два раза. «Мы открыли бы больше магазинов, выпустили бы больше товаров, заказав в два раза больше тканей, — поясняет Валентина Миронова. — При существующей арендной ставке в ТЦ мы это сделать не можем». 

Кадры — барьер для роста

Одна из самых известных марок верхней одежды сегмента «средний плюс» в Петербурге — бренд Pompa  — петербургское производство, представленное более чем в 40 магазинах, открытых по франчайзингу. В этом году появились два магазина под этим брендом, а основатель и генеральный директор Pompa Николай Хохряков говорит, что еще рано подводить итоги, верхнюю зимнюю одежду начинают покупать в ноябре и декабре, и итоги продаж подводят весной. 

Однако уже сейчас генеральный директор оценивает рост производства в 4-5%. «Если бы западные марки не ушли, — уверен Николай Хохряков, — у нас было бы серьёзное падение. А так есть небольшой рост». Будущие франчайза активно интересуются покупкой франшизы компании, но также выжидают — прежде всего окончания СВО и следят за курсом рубля. 

«В нашем сегменте (у компании международный уровень ААА, что означает пошив люксовой одежды) сложно производить,- рассказывает Николай Хохряков, — прежде всего из-за отсутствия кадров. Нет швей и технологов. Утрачен престиж рабочих специальностей. Все хотят в блогеры и SMM-щики. Молодежь до 35 лет живет неплохо, не работая. Это общемировая тенденция. Люди до 35 лет не работают и не имеют специальности», — говорит он.

На предприятии Pompa на швей учат целый год, здесь также, как другие петербургские предприятия думают о том, чтобы завозить швей из других стран.

Николай Хохряков имеет ввиду опыт компании «Леди Шарм», на фабрике которой уже работают 25 швей из Индии, причем, мужского пола, и там готовятся привезти еще 10 таких швей, а также целый год обучали швей из Узбекистана.

«Вот только визовое оформление иностранных работников длится у нас по полгода», — сетует Валентина Миронова. Компания достраивает в Гатчине общежитие для рабочих. «Хотя машины автоматизируют труд персонала, все равно они не заменяют операторов. Поэтому мы даже ученикам платим минимальную зарплату — 22 тысячи, только бы они учились», — говорит основательница Lady Sharm.

Кирилл Соловейчик добавляет, что город инициировал программу «Профессионалитет», которая займется в том числе подготовкой кадров для легпрома на базе петербургских колледжей, на нее из бюджета выделено 100 млн рублей. 

2022 год однозначно стал толчком развития для российского легпрома, спрос на продукцию есть, и если не будет глобальных катастроф, рост в отрасли в следующем году составит — 20-25%, — прогнозирует Николай Хохряков. — Люди выжидают, что будет со СВО, курсом доллара и евро. Покупателей франшизы много, но все затаились». 

В Петербурге производители одежды работают и под итальянскими брендами, например, таким, как бренд Anna Verdi. У одноименной компании российское производство и 15 магазинов в торговых центрах города, опт и франчайзинг. Здесь также отмечают рост производства в 2022 году примерно на 20%. «Особенно повышенный спрос на продукцию мы видели в ноябре, за счет акций», — рассказывают в компании.

Малые формы

У дизайнеров, которых, вероятно, пока не учитывает статистика, дела обстоят несколько иначе. «Роста в нашей компании не наблюдаю, падения тоже. Судя по заявлениям наших чиновников  — впереди инфляция, стагнация и экономический кризис, сопоставимый с 2008 годом. Но я постоянно инвестирую в производство собственные средства, заработанные на компании», — говорит дизайнер Ася Когель, основательница Модного дома KOGEL. 

Дизайнер Ася Когель в магазине своего бренда

Дизайнер Екатерина Смолина, основательница одноименного модного дома (производство верхней одежды, 2 бутика, в Петербурге и Москве, и интернет-магазин), рассказывает что, рост производства и продаж компании в 2022 году составил 10%. 

«Рост мог бы быть больше, — говорит дизайнер, — если бы не закрыли Инстаграм* (принадлежит компании Meta, запрещенной в РФ), который был нашей основной площадкой для продвижения. Все, что нам осталось — это сарафанное радио и инфлюенсеры, а закупать рекламу на Яндексе для нас очень дорого потому, что запрос «купить пальто» — один из самых частых, и потому дорогих, и тогда я буду работать только на рекламу». 

Вести из КППИТ

Индекс промышленного производства в категориях «производство текстильных изделий», «одежда» в течение нескольких лет существенно опережал Индекс промышленного производства (ИПП) Санкт-Петербурга по всем отраслям. (Таблица – в справочной информации ниже). Продукция петербургских предприятий поставляется в другие регионы России в связи с уходом ряда брендов.

«Введенные ограничения заставили нас активнее решать существующие вопросы, активнее взаимодействовать друг с другом и менять темпы развития. Правительство города реализует как комплекс общих для всех отраслей промышленности мер поддержки, так и специальные проекты», — говорит Кирилл Соловейчик, председатель КППИТ.

Один из таких — проект «Петербургский дизайн».Предприниматели получают возможность продавать свою продукцию в новой для себя нише – в торговых комплексах, считают в КППИТ. При этом аренда помещений, полное оборудование и брендирование этих помещений в единой стилистической концепции до конца января 2023 года, оплата работы персонала торговых выставочных пространств, сопровождение посетителей и продажа продукции дизайнеров оплачивается городом, рассказывает Соловейчик. 

«В будущем нам бы хотелось, чтобы часть операторских функций взяли на себя торговые комплексы, а мы, правительство города, возьмем на себя другую часть поддержки», — говорит он.

Цифровой сертификат

Чтобы помочь предпринимателям отрасли развиваться, в том числе увеличивать объемы продаж, в комитете по промышленности планируют в будущем выдавать цифровые сертификаты на услуги контрактного производства — мелкие предприятия смогут заказывать пошив партий изделий на крупных производствах, а заплатит за это город. 

«Постепенно, начиная с флагманского проекта, мы сможем видеть в цифровом формате все этапы работы швейной промышленности, начиная с  разработок, производства, заканчивая продажами, — уверен председатель КППИТ. — Сразу все не решишь, необходим вытягивающий первый проект, который затем можно масштабировать», — говорит он, имея в виду «Петербургский дизайн».

Итоги работы в цифрах

По итогам работы за 9 месяцев 2022 года общий объем отгруженной продукции в легкой промышленности составил 31,8 млрд руб. (124,7% к аналогичному периоду 2021 года). На долю отрасли приходится 1,0% от общего объема отгруженной промышленной продукции Петербурга, сообщают в КППИТ. 

Объем отгруженной продукции в январе-сентябре 2022 года в производстве одежды составил 14,7 млрд руб. (122,2% к аналогичному периоду предыдущего года), в производстве текстильных изделий – 12,6 млрд руб. (129,0%.), в производстве кожи и изделий из кожи – 4,6 млрд руб. (121,6%).

В структуре объема продукции, отгруженной предприятиями легкой промышленности, 46% приходится на производство одежды, 40% – занимает производство текстильных изделий и 14% – производство кожи и изделий из кожи.

В январе-сентябре 2022 года индекс промышленного производства в производстве одежды составил 157,7 %, в производстве текстильных изделий – 140,1%, в производстве кожи и изделий из кожи – 159,8%. 

В производстве одежды значительно увеличилось изготовление спецодежды и прочей профессиональной и производственной одежды (рост почти в 1,5 раза), трикотажных или вязаных изделий (рост в 1,9 р.). 

По данным за январь-сентябрь 2022 года всего в легкой промышленности Санкт-Петербурга работает 12,2 тыс. человек (3,1% от занятых в промышленности города).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс