Тема отъезда бизнеса из России стала очень острой, есть множество примеров, но вот рассказывать подробности своей, в том числе, экономической релокации, многие пока не хотят. В своем телеграм-канале экс-омбудсмен малого бизнеса Анастасия Татулова, отвечая телеграм-каналам, которые пишут о ней, говорит, что ее сыновья, 20 и 25 лет, уехали из страны еще три месяца назад.
«Дети мои уехали почти 3 месяца назад, о чем я написала и в канале и в запрещённой сети на своей странице, уехали правда совсем не в Америку, но это не так важно уже.
Факт — уехали.
22 сентября, накануне моего дня рождения, а я осталась здесь, папа их здесь, бабушка, а они уехали.
Уехали как ещё сотни тысяч молодых предпринимателей, специалистов, молодых ученых, врачей. Уехали и начали с нуля в чужих странах. Цифры официальной статистики — более 1.2 миллиона таких людей за год.
Часть этой статистики, увы, и мои два сына. 20 и 25».
«В нашей семье, где один их дед профессор, второй — кораблестроитель, а я идеалист — предприниматель — других вариантов и не было. Мы все жили здесь и созидали здесь же. В нашей стране.
Тима работал со мной в «АндерСоне». Артём с 16 лет делал свои проекты, предпринимал, а ещё и волонтёрил в развитии молодёжного предпринимательства. Мы все время инвестировали здесь, ни один из нас не «брал» у государства , не крал у государства, и даже не одалживался, мы только отдавали и вкладывали : время, налоги, идеи, продукт наш, помощь фондам, помощь предпринимателям», — пишет Анастасия Татулова.
«Российские власти должны продумать меры по защите страны от «утечки мозгов», — цитирует Анастасия премьер-министра Михаила Мишустина. — По его словам, за границей активизировали охоту на отечественных специалистов. Поэтому «очень важно детально продумать систему мер, которая позволит защитить нашу страну от потери интеллектуального и культурного капитала».
«Я в «мерах» не специалист, но хорошо понимаю в построении систем. Особенно систем качества. У меня все-таки больше тысячи сотрудников в периметре влияния, — пишет Татулова. — Так вот я что думаю: если утечка мозгов в стране происходит несколько лет последних — нужно не меры придумывать, а искать системный сбой. А вообще, в идеале, задачей ставить привлекать «мозги», как это делают сейчас многие страны. Но нам может хотя бы начать с того , что прекратить душить тех, что пока остались».
«Предпринимательский климат в стране уже много лет как нуждается не в мерах, не в пластыре, не в рабочих группах, советах и т.д., а прежде всего в осознании того что в минус 40 градусов цветы не растут. Даже если на них очень громко орать и угрожать им уголовкой. Просто не могут».
У поста около 100 комментариев. В них предприниматели высказывают свои мнения о том, что делать, чтобы бизнес не уезжал, а оставался. Здесь много советов власти, как изменить ситуацию и заметок, что говорит о том, что бизнес под прессом как законов, так и и традиций, а также прогнозы — что нас ждет в ближайшем будущем.
Кармически пройти этот путь
«Люди же с мозгами уезжают не от плохой жизни здесь, — пишет пользователь Игорь Плюснин. — Они с мозгами, и точно могут сделать эту жизнь сносной или даже хорошей в России. Уезжают они потому, что глядя вперед, они ничего не видят. Ни для себя ни для детей своих. А чтобы появилось будущее, надо культуру иную в стране создать. Культуру уважения человека, культуру верховенства закона, культуру развития, культуру образования«.
«Бесплатное хотя бы до малого бизнеса (ввести — ред.) обучение сотрудников по всем направлениям, которые требуют специальных удостоверений: по охране труда, пожарной безопасности, промышленной безопасности, работе на высоте, по электробезопасность, выполнению работ в спец.производственных условиях. Бесплатные мед.осмотры, которые необходимы в связи с требованиями законодательства.
Получение заключений на соответствие тоже должно быть бесплатно», — советует еще один пользователь.
«Сокращение количества охранников везде— огромное количество трудоспособных мужчин ничего не делают за зар.плату. Источник их содержания в конечном итоге — те люди, которые что-то создают.
Охранники в школах — за счёт бюджетов городов, а бюджеты — за счёт налогов.
В магазинах — за счёт предпринимателей, которые вынуждено укладывать эти расходы в цену товаров-услуг.
Эффективность этих охранников нулевая. В любую школу может зайти в кто-угодно, когда угодно», — пишет препприниматель.
«Что до ближайшего будущего, то скорее всего останется микробизнес и крупный государственный и около того, — комментирует юрист Наталья Горячая. — Остальное либо сметут власти благодаря своей цифровизации и СВО, либо будут съедены беспощадной конкуренцией со стороны лоббистов в ГД и других структурах. Видимо, для нас (считай, кармически) важно пройти этот путь».
«Мою дочку, которая в 17 лет преподавала математику в проекте Артёма Татулова, отчислили с факультета прикладной математики за антивоенные высказывания. Она уехала в Лондон и уже через месяц устроилась аналитиком в инвест компании. Потому что она маленький математический гений в свои 19 лет. Ее парень, такой же талантище, оставил свою работу в Яндексе и тоже уехал», — пишет Рыбный союз.
Идем по канату без страховки
«У меня два известных в стране производства и ещё был дилерский центр Harley-Davidson — контракта больше нет, — пишет петербургский предприниматель Антон Георгиев. — Так вот, последние годы мы только выживаем и боремся за существование, никаких инвестиций в бизнес не делаем, так как прибыли практически нет, мы не покупаем новое производственное оборудование, не разрабатываем новые продукты, так как любой новый продукт, это риск, а рисковать уже нечем, идём по канату без страховки, малейший ветерок и в пропасть, а вместо ветерка, порывы урагана в разные стороны, примерно так сегодня себя чувствует отечественный товаропроизводитель. Пока это всех устраивает, что будет дальше? Я думаю, что появятся крупные производства принадлежащие почти государственным торговым сетям и останутся совсем малые семейные, а что дальше, как говорится, будем посмотреть».
«Многие из окружения до 40 лет уехали от Чили до Грузии, от Узбекистана до Турции. Талантливая, активная молодёжь. Что делать, чтобы не уезжали? Отлично ответил Шевчук — создать гражданское общество, где работает судебная, исполнительная и законодательная системы, где работают институты», — пишет Tati Amovich.
«Все просто — уехать сложнее, чем остаться, но если уезжают, значит, там лучше намного, или так считают.
Выгодней работать? Лучше Жить? Перспектива?— спрашивает Владимир. — Лично я далек от мысли почему они уезжают, узнав ответы на эти вопросы( только не от людей которые живут в «коконе», а именно поговорив с уехавшими), можно будет понять, что надо делать. Помощь бизнесу — это давно уже бизнес.
И ведь не слышат — бизнесу для развития нужны условия, упростить работу, уменьшить налоги, уменьшить проверки, и обезопасить от шакалов».
Остается добавить, что по сведениям «СДП» предприниматели из Петербурга, пытаясь уехать, запускают свои проекты не только в Дубаи, Сербии, но и в Стамбуле, причем, в традиционном здесь формате. И это бренды, широко известные и очень близкие всем жителям города, активно продолжающие работать здесь. Расскажем об этом чуть позже.