Микро-предприятия вынуждены платить за то, чтобы у них просто был юрадрес

Предпринимательское сообщество сталкивается с проблемой исключения из ЕГРЮЛ организаций, в том числе, при наличии денег на счетах или операций по ним или при предоставлении отчетности — то есть, исключают не однодневки. Причиной исключения налоговики называют то, что адрес регистрации юрлица является либо адресом учредителя, либо из-за того, что место нахождения юрлица, указанного в ЕГРЮЛ, не совпадает с фактическим адресом организации. Бизнес предлагает несколько шагов, которые исправят разрыв с реальностью.

Владимир Меньшиков, глава Союза малых предприятий.

Это стало еще одной темой на Первом петербургском налоговом форуме, прошедшем в городе 8-9 декабря. Тему озвучил Владимир Меньшиков, глава НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга», на дискуссии «Малый бизнес — опора России».

Кроме того, рассказал Владимир Меньшиков, с 1 сентября 2017 года вступили в действия положения Федерального закона, согласно которым из реестра юрлиц по решению регистрирующего органа, в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» может быть исключена организация, в отношении которой в реестре содержится запись о недостоверности сведений.

Таким образом, впоследствии юридическое лицо может быть ликвидировано по причине отсутствия данных об участниках, руководителе или адресе юридического лица.

Понимая важность борьбы с фирмами-однодневками и «резиновыми офисами» необходимо обратить внимание на следующее:

  • Не во всех случаях арендодатель офиса в бизнес-центрах соглашается предоставить арендатору так называемый юридический адрес. Это связано с тем, что при расторжении договора аренды, даже при наличии в таком договоре обязанности арендатора произвести регистрацию смены адреса регистрации организации в ЕГРЮЛ, затруднительно исполнить эти условия договора при недобросовестности арендатора.
  • Что касается наличия собственного нежилого помещения, возможного к использованию в качестве места нахождения организации, такие помещения есть у очень небольшого процента начинающих предпринимателей. В связи с этим возникают ситуации, когда организация фактически осуществляет деятельность, сдает отчетность, проводит операции по расчетному счету, но не находится по тому адресу, который указан в ЕГРЮЛ.
  • Вместе с тем пандемия выявила новые обстоятельства:
    — в условиях ограничений многие предприниматели были вынуждены отказаться от аренды помещений и перейти на удаленную работу, чтобы иметь возможность продолжать вести свою деятельность. Как показала практика, многим предприятиям удалось сократить издержки на аренду офисов, сохраняя при этом рабочие места. В таких условиях те организации, которые использовали в качестве юридического лица квартиру генерального директора (учредителя), были более доступны для информационного взаимодействия с официальными ведомствами, чем те, место нахождения которых было зарегистрировано в нежилых арендованных помещениях;
  • микро-предприятия, которые не используют офис, вынуждены платить арендную плату для того, чтобы формально у них был юридический адрес. То есть, получается, что, арендуя помещения, микро-предприятия ежемесячно тратят значительную сумму «впустую», вкладывая деньги не в развитие бизнеса, а на формальности, обусловленные законодательно-правовой системой;
  • Разрыв с реальностью
  • — происходит разрыв между возможностями существующих цифровых систем почтовой, налоговой служб и реальностью. Один из таких примеров – необходимость доставки писем почтальоном, при этом, письмо считается доставленным, если оно поступило лицу, которому оно направлено, даже если по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Данный пункт устанавливается статьей 165.1 ГК РФ, посвящённой юридически значимым сообщениям. Получается, что письмо может быть формально доставленным, но по факту являться неполученным.
  • Предложения бизнеса
  • В связи с перечисленными выше обстоятельствами, предлагаем внести изменения в части исключения юридических лиц из реестра по причине недействительности юридического адреса и рассмотреть следующие возможные варианты получения юридического адреса:
  • 1. Регистрация «виртуального юридического адреса» через электронную цифровую подпись (далее – ЭЦП). Это позволит сократить арендные издержки субъектов малого предпринимательства, которые не нуждаются в наличии офиса. В данном случае ЭЦП будет являться официальным эквивалентом бумажных носителей. Тем более, формально такая практика уже существует – усиленная квалифицированная подпись (далее – КЭП), которая может обеспечить надёжную защиту информации от посторонних лиц. При этом, КЭП уже можно применять, например, для регистрации онлайн-кассы в ФНС, для удалённой подачи документов, для работы с государственными порталами, включая ФНС, ПФР и другие, а также для участия в коммерческих и государственных торгах или покупки имущества банкротов на множестве площадок.
  • 2. Регистрация домашнего адреса генерального директора без согласования с собственниками жилья, если деятельность, которую ведет предприятие не предполагает наличие офиса и ведение приемов, встреч. На сегодняшний день инспекторы налоговой службы могут ссылаться на пункты 2 и 3 статьи 288 ГК РФ и отказывают в регистрации юридического лица на домашний адрес, апеллируя к тому, что жилые помещения могут использоваться только для проживания в них граждан, а для размещения каких-либо организаций жилое помещение необходимо перевести из статуса жилого в нежилое. Однако в соответствии с определением юридического адреса – это место для официальной корреспонденции от налоговой службы, судов и других государственных органов. Таким образом, предоставление домашнего адреса без согласования с собственниками жилья в качестве юридического адреса является необходимым и актуальным дополнением к существующему законодательству, регулирующее данные правоотношения.
  • 3. При регистрации места нахождения юридического лица в ЕГРЮЛ указывать фактический адрес места нахождения наряду с «юридическим» или указывать адрес для корреспонденции, которым можно указать адрес регистрации руководителя (учредителя) организации или адрес фактического местонахождения.
  • Формат указания нескольких адресов положительно зарекомендовал себя в договорных отношениях сторон (когда в договоре указано несколько вариантов адресов, по которым осуществляется связь с обществом), а также в судебных разбирательствах (когда в документах сторон судопроизводства указываются фактический адрес места нахождения организации или адрес для корреспонденции). Графу об адресе для корреспонденции также возможно предусмотреть в формах налоговой отчетности.
  • Предполагаем, что в условиях быстрых темпов цифровизации всех сфер жизни, продолжил Владимир Меньшиков, такие изменения положительным образом отразятся на предпринимательском климате и взаимоотношениях бизнеса с государственными службами. Предприниматели, избавившись от архаичных практик и перейдя в более цифровизованное пространство, смогут сократить финансовые и временные издержки, затрачиваемые на бюрократические процедуры по получению или восстановлению юридического адреса, что в свою очередь, одновременно снизит нагрузку на государственный аппарат.
  • Ранее, на встречах с предпринимательским сообществом, представители налоговой объясняли, что замена юридических адресов на электронные невозможна по ряду причин. Тема активно обсуждалась, в том числе, в октябре 2021 года в Совете Федерации. Тогда против электронных юрадресов возражал Росфинмониторинг, мотивируя тем, что фактический юрадрес — это требование ФАТФ (ФАТФ, The Financial Action Task Force, FATF -Ред.). О том, как налоговая закрывает компании, не застав их по юридическому адресу, можно прочитать здесь. 
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс