На встрече в Петербурге налоговики отвечали на вопросы по переходу ювелиров с упрощенных систем налогообложения на основную, который отрасль должна совершить до 15 января. Представители инспекции не на все вопросы ответили и попросили предпринимателей заполнить опросные листы. И все-таки у ювелиров, которые приехали на эту встречу даже из Москвы, остается надежда, что за оставшийся до вступления в силу закона месяц произойдут изменения, которых ждет 200 тысяч человек.
В Петербурге, в Невской Ратуше, состоялась встреча предпринимателей, представляющих ювелирную отрасль, представителей УФНС по Санкт-Петербургу и чиновников Смольного.
Обсуждали тонкости предстоящего сразу после нового года перехода малого и микро- ювелирного бизнеса на основную систему налогообложения и перенос остатков драгоценных металлов, которых в силу специфики работы у ювелирных предприятий, может храниться за несколько лет, и за них придется заплатить входящий НДС, что сразу отправит предприятия в банкротство.
Напомним, что ювелиры бьются за корректировку закона, который переводит их на ОСНО, с весны 2022 года, закон, предписывающий это, был принят в марте. Письма с просьбой внести поправки в закон, многократно отправлены президенту Путину, председателю правительства Мишустину, в Госдуму, в Совет Федерации, в Минфин, другие ведомства. Проведена научная экономическая экспертиза закона, которая показала, что он наносит вред, как бюджету страны, так и отрасли.
Встреча носила информационный характер. Предприниматели задавали вопросы, налоговики отвечали на них и представили презентацию по переходу на ОСНО. Сроки, в которые следует уложиться, если закон не изменят, ограничиваются 15 января 2023 года. На встрече было задано 17 вопросов, касающихся перехода. Они касались использования прежних кодов ОКВЭД, совмещения УСН и ПСН с основной системой налогообложения, и другие.
В частности, налоговики прояснили, что патент с ОСНО совмещать все-таки можно, а УСН — нет. Патент может быть совмещен, если у компании два вида деятельности, и тот вид деятельности, который не касается ювелирного дела, может быть на ПСН. Этот вопрос вызвал бурный диалог с залом.
Ювелиры также пытались выяснить, что может произойти с товаром, если он куплен до нового года, а продан в январе или позже, какие остатки подлежат вычету. Налоговая ответила, что не не более, чем остатки за три года.
Встреча длилась 1,5 часа, в конце заседания налоговая раздала присутствующим опросные листы с тем, чтобы проработать вопросы, которые задали предприниматели, и ответить на них уже персонально.
«На встречу пришли представители исполнительного органа власти, — говорит Анна Романовская, председатель «Ассоциации Ювелиров Спб+ «, — они нам искренне сочувствуют, но точных ответов на многие вопросы у них нет. Ответы были подготовлены теоретические, а когда ювелиры начали задавать конкретные вопросы, стало понятно, что ответить на них не просто».
Это говорит о том, что к переходу отрасли на ОСНО не готово и само правительство, уверена Анна Романовская и добавляет, что на встрече стало очевидно — без соответствующих изменений в Налоговом кодексе невозможно будет зачесть остатки товара и совершить переход. По поводу остатков единого мнения у налоговиков нет.
Замкнутый круг
«Налоговики дали хорошие разъяснения, — говорит участник встречи Лидия Васильева, бухгалтер «Сообщества бухгалтеров частной практики», — но некоторые вопросы остались открытыми. Было видно, что по человечески они нам сочувствуют, но поделать ничего не могут».
Лидия Васильева добавляет, что ООО в отличие от ИП не могут использовать патентную систему налогообложения, а значит, не смогут совмещать ОСНО и ПСН, а значит, будут вынуждены платить НДС и налог на прибыль — на бухгалтеров нагрузка вырастет в два раза.
«Чтобы иметь возможность использовать ПСН, нужно будет изменить коды ОКВЭД, а значит, перестать заниматься ювелиркой», — говорит она. Проверки начнутся после I квартала, считает бухгалтер и добавляет, что начальники отделов УФНС по Санкт-Петербургу «увидели на встрече живых людей, предпринимателей, и должны будут относиться теперь к ним более терпимо».
На переход на ОСНО ювелирам нужно будет подавать уже начиная с 15 декабря.
В комитете по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИТ) подчеркивают, что Петербург — единственный регион, где такая встреча — представителей УФНС и ювелирного бизнеса — вообще стала возможна.
Новости по теме
Отраслевые союзы заявляют, пишет в своем телеграм-канале Борис Титов, уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ, что отмена спецрежимов может обернуться закрытием тысяч малых предприятий. Поскольку правительство связывает этот шаг, в том числе, с отменой НДС при реализации банками физлицам драгоценных металлов в слитках и обработанных природных алмазов, мы предложили Минфину компромиссную меру.
Сохранить УСН и ПСН, однако установить для этих же предприятий требование уплаты агентского НДС (то есть НДС в размере 20 % от рыночной биржевой стоимости покупаемых драгоценных металлов или необработанных алмазов), если они покупают драгметаллы в слитках и обработанные алмазы у физлиц.
Такой вариант помог бы и избежать потерь бюджета в размере уплачиваемого налога при операциях с драгоценными металлами, и не увеличить нагрузку на малые предприятия. Ждем реакции», — пишет Борис Титов.
Мнение: так кто правит бал?
Анна Романовская, владелица бренда «Очень красивое серебро»:
- «Важно отметить, что работа над 47-ФЗ была проведена за 7 дней , без какого – либо участия малого и среднего предпринимательства и некоммерческих организаций, выражающих интересы малого и среднего предпринимательства. То есть, процедура прохождения законопроекта была нарушена. Данный факт является нарушением подпункта 2 пункта 3 Закона 209-ФЗ.
По какой- то причине в обоснование этого закона лег постулат о неравных условиях ведения бизнеса у крупных и малых предприятий, что само по себе является полным противоречием к закону о поддержке малого предпринимательства.
Так кто же решил, что 47-ФЗ имеет основание быть принятым , несмотря на все нарушения и кто сейчас тормозит решение вопроса по исправлению ситуации?
В Минфине увидели, что есть проблема, и, по нашим сведениям, согласились, что она должна решаться. Но , почему-то, одновременно, малому бизнесу, как мы узнали, предлагают идти на поклон к крупному бизнесу и спрашивать его согласие на принятие тех или иных решений для своего спасения и восстановления справедливости.
Кто решил, что крупный бизнес решает в нашей стране, какие законы и поправки в Налоговый кодекс вносить, а какие нет? Как можно договориться с крупным бизнесом, если его задача – «истребление» малого бизнеса и это противоречит программе их действий? Почему малый бизнес должен обращаться за согласованием и разрешениями не к властям, которые, кажется, услышали и поняли, какую беду натворил непродуманный закон, а к крупному бизнесу?».
Все проблемы отрасли обсуждают в чате в Телеграме.