«Меня зовут Исаенко Анастасия. Мне 28 лет. 3 года назад я зарегистрировала ИП и открыла йога студию «Анатомия йоги». С начала ковида мой бизнес сильно пострадал», — такое сообщение получил портал для малого бизнеса «Свое дело плюс». Предпринимательница пыталась воспользоваться ковидной господдержкой, но почти ничего не получила. Пройти процедуру внесудебного банкротства также оказалось не реальным.

В апреле 2021 года мы писали об опыте молодой петербургской йога-студии, которая не сумела пройти ковидное время без значительных потерь. Опытные участники рынка и эксперты советовали Анастасии Исаенко минимизировать расходы, провести переговоры с собственником помещения с арендой 85 тысяч рублей в месяц за 120 м2 в центре, и получить дополнительные субсидии. Письмо Анастасии — продолжение истории.
«В йога- студию было вложено около миллиона, — рассказывает предпринимательница, — это аренда на 2 месяца + залог. Ремонт, мебель, материалы для йоги (коврики качественные , пропсы, гамаки, систему потолка делали для гамаков), реклама, зарплаты . И сразу закрывать студию не стала. Ощущения были, что ковид продлится 1-2 месяца.
Арендную плату никто не отменял и ее нужно было оплатить, скопился долг (аренда в месяц 85 тысяч рублей+зимнее время нужно оплачивать отопление и ком услуги и выходило 100.000-110.000 в месяц . После ковида вновь вкладывать деньги в развитие студии тоже было нужно).
Я решила взять кредит чтобы погасить задолженность за аренду. Не побоялась потому, что до ковида дела шли очень хорошо и буквально со второго месяца начала уже работать в плюс. Но мои надежды не оправдались, после ковида так же сохранялся карантин, людей стало очень мало, многие боялись приходить на занятия +летнее время (не сезон). Через пол года решением стало все же закрыть студию, сложно было «вывозить» все дела. Платить зарплаты, аренду и кредиты.
С 2021 года появился закон о внесудебном банкротстве. Я подумала, что это мой шанс. Я попадала под эту категорию, мой долг до 500 тысяч рублей. Но по факту оказалось это сделать почти нереально. Изначально нужно ждать, когда все банки на тебя подадут в суд. Затем ждать когда судебный пристав
закроет исполнительные производства так как у меня никакого имущества и наследства, брать с меня нечего. В итоге уже 2 года, мои исполнительные производства закрываются вразброс. Дела по задолженностям начались одновременно, а закрывают их в разное время, и если бы хоть одно дело висело и отсутствовала возможность подать документы на банкротство.
Но мы с юристом составляли документ, там были все основания , для того что бы эти судебные дела остановили , но все же пристав отказывалась или придумывала другие причины Я пыталась поговорить с судебным приставом и объяснить ситуацию, даже писала обращения с юристом в суд. Но гос органы делают все, чтобы возможность подать на банкротство отсутствовала. И это длится уже больше года.
Читала многой статей и форумов в интернете где люди так же сталкиваются с такой проблемой. Советуют сделать судебное банкротство. Но затрат на судебное банкротство чуть меньше, чем мой долг и если бы у меня были эти деньги я бы лучше отдала часть долга.
Со всеми этими делами уcтроиться официально на работу с хорошей зарплатой я не могу, у меня заблокированы все счета, если на мое имя поступают деньги они сразу же списываются, а я проживаю в Петербурге и тут расходы на жилье и питание явно превышают прожиточный минимум».
Адвокат Евгения Суббота советует подать на личное банкротство. «Есть процедура банкротства и она стоит всего 25 тыр+300 р. Вся эта история, просто заполнение форм и сбор справок о долгах. После этого надо выбрать арбитражного управляющего, составить заявление, уведомить должников и податься в суд.
Конечно, когда человек не знает, как это сделать, он обращается за помощью к специалисту».
Анастасия Исаенко знает об этой процедуре. «Я узнавала , такая процедура будет длиться до 3х лет. Банки могут обжаловать это, и не раз. И там может быть несколько этапов — по 25 тыс каждый раз. Вообще какое-то время назад, я активно искала отзывы о внесудебное банкротстве, и почти ничего не нашла, чтобы у кого-то это получилось».
В Петербурге по данным 2ГИС 388 йога-студий. Многие работают десятилетиями, как, например, «Йога Айенгара центр» Татьяны Бородаенко. «Действовать ( в ковид — Ред.) надо было решительно и быстро. Было понятно, что карантин продлится не один день. А брать кредиты в такой нестабильной ситуации — опрометчиво. Нам онлайн-занятия, хотя на них ходили совсем не все занимающиеся, экономически помогли — мы смогли платить коммунальные расходы, услуги бухгалтерии», — говорит Татьяна Бородаенко.