Программа государственных киосков, которая стартует в Петербурге в этом году — до конца года в городе установят 100 госкиосков, а в следующем — 200, привлечет не только предпринимателей, торгующих прессой, но и сельхозпроизводителей. Изготовление ларьков поручили Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН), а каждый ларек обойдется государству не в 1,5 млн, как было заявлено ранее, а в 1,75 млн, что предприниматели посчитали очень высокой ценой.
Программу госкиосков обсудили на заседании Комиссии по экономике, промышленности и предпринимательству, которую возглавляет депутат ЗакСа Петербурга Ирина Иванова. Хотя программа и обсуждалась в самом конце заседания и выступающий уже почти два часа Кирилл Соловейчик, председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле даже предложил перенести тему «на следующий раз», ее все-таки обсудили и получили много информации.
«СДП» писал о презентации госкиосков, в ней произошли изменения, как стало понятно на заседании. Вся программа стоит теперь 357 млн рублей и еще 62,5 млн израсходуют на ярмарки, которые также будут представлять собой государственные павильоны.
Каждый киоск обойдется бюджету уже не 1,5 млн рублей, как было в презентации, а 1,75 млн рублей, но это с подключением к электросетям. Площадь киоска будет составлять 15 м2, высота потолков — 3,6 м.
Сейчас идет согласование киосков с комитетом по печати, который отвечает за распространение прессы в городе, в до конца года в Петербурге появится 100 ларьков прессы, в следующем году намечено уже 200, рассказал Кирилл Соловейчик.
Изготавливать киоски по заданию КППИТ с определенными техническими требованиями будет ФСИН. «Их дизайн согласован с КГА», — сообщил председатель комитета.
Стоит отметить, что закупки у предприятий ФСИН могут быть проведены без конкурса, а сама служба исполнения наказаний часто выбирает своих субподрядчиков из числа обычных предприятий.
Была представлена также карта Петербурга, где показаны районы с низкой обеспеченность ларьками, средней и высокой. В высокую попали всего два района — Кировский и Колпинский, большая часть районов — в низкой, в том числе, центральные.
Где появятся
Ранее предприниматели предполагали, что власти будут ликвидировать павильоны, которые находятся на неопределенном сроке аренды, а их в городе по заявлению бизнес-омбудсмена Александра Абросимова, 50%, и ставить на их место государственные. Но Кирилл Соловейчик отметил, что «мест достаточно».
Депутат Наталия Астахова спросила главу комитета, почему средства программы не направить тем предпринимателям, кто уже добросовестно работает на рынке, в качестве поддержки бизнеса, почему именно государство за бюджетные средства должно включаться в процесс мелкорозничной торговли — ведь пока не понятно, «выживут такие киоски — не выживут».
Просто и быстро
Кирилл Соловейчик объяснил, что земельные отношения предполагают сложный путь расторжения договора, обычно через суд, а в случае с госкиосками это будет просто и быстро — торгует бизнес с нарушениями, договор расторгают. «Механизм торговых отношений проще и решает вопросы для населения с доступностью к печатной продукции, о чем говорил президент«, — сказал председатель КППИТ.
Стоит отметить, что согласно презентации 70% торговой площади будет отведено под печать и 30% — под другие товары. Как предполагают предприниматели, чаще всего это будет кофе и выпечка, если киоск в проходном месте у метро, но с появлением «сельхозпроизводителей», ассортимент киосков может стать разнообразнее.
Дорогу сетям
Ирина Иванова напомнила, что с 2007 по 2012 годы в Петербурге было ликвидировано 20 тысяч ларьков и торговых павильонов, сделано это было в угоду федеральным торговым сетям, и теперь Петербург стал столицей сетевого ретейла, который занимает в нем около 90% рынка. «Мини-рынки с овощами, мясом и рыбой — то есть, сельхозпродукцией, госкиоски — это будет прямая конкуренция обычной не сетевой не стационарной мелкой рознице, микробизнесу, — отметила депутат, — прежде всего по доступности к подключениям к инженерным сетям и согласованиям, а конкурировать с государством невозможно».
При этом крупнейшая сеть по продаже прессы «Роспечать» обанкротилась, сама печать во многом не ликвидна, почему владельцы киосков прессы расширяют ассортимент и торгуют, чем угодно.
Кирилл Соловейчик поинтересовался, кто считается предпринимателем — тот, кто сдает киоск или тот, кто в нем торгует? А и тот, и другой, ответила Ирина Иванова. «Кто инвестировал, тот и предприниматель», — сказала она. И добавила, что этот бизнес нужно оставить тем, кто им занимается, «это пожилые люди и они больше ничего не умеют».
Кроме того, это обеспеченность рабочими местами, вступился за существующую мелкую розницу Александр Абросимов. Он также сказал, что сейчас не продлевают договора аренды под киоски — фактически идет зачистка рынка. «Государство выходит на этот рынок как равноправный игрок, а прекратить договор на земельный участок сейчас ничего не стоит, 50% — на неопределенном сроке», — отметил уполномоченный по защите прав предпринимателей.
Очень мало информации
Владимир Меньшиков, глава Союза малых предприятий, выступая, заметил, что пока о программе госкиосков очень мало информации. «С 2020 года по август текущего года новые договора на киоски печати в городе не заключались, — напомнил он, — какие места будут отведены под госларьки — не понятно, система РГИС отмечает некоторые земельные участки из Схемы размещения загадочной формулировкой «пилотный проект». Что это значит, бизнесу неизвестно». И предложил прописать законодательно не ставить киоски на те места, которые уже заняты или были заняты предпринимателями — участки сформированы и арендуются многие годы. «Пропишем такой закон: был торговый объект — государство не ставит здесь киоски», — предложил глава Союза.
На это Кирилл Соловейчик ответил, что расторгать договор в госларьке будет гораздо проще, а комитет по контролю за имуществом и сейчас перегружен, процесс согласования сноса — длительный. «Но в целом я за конкуренцию — за равный доступ», — отметил он.
Янина Гришина, руководитель РОО «Содействие малому бизнесу» поинтересовалась у главы комитета: нормативная база, у комитета имущественных отношений (КИО) и КППИТ — разная? Договор с КИО — это договор аренды, ответил Соловейчик, а «у нас — предоставление торгового места. Кто хочет торговать — для этого будет место».
Высокая цена и три зайца
В кулуарах предприниматели обсуждали высокую цену одного госларька — 1,75 млн рублей, даже с подключением к электросетям — это очень дорого при существующих ценах — на сайте «Авито» ларек площадью 15 м2 можно купить за 250 тысяч, а «очень крутой» — за 800 тысяч. И также обсуждали, что комитет «убивает трех зайцев»:
- выводит мелкую розницу из-под юрисдикции КИО и начинает сам распоряжаться на рынке,
- создает конкуренцию тем предпринимателям, которые давно в рынке
- и, возможно, заработает на изготовлении ларьков. «А что дальше будет — не важно, будут ли такие ларьки эффективными, не будет, никого, наверно, не интересует», — говорили бизнесмены.
И на обсуждении не дошли до стоимости аренды госларька — согласно презентации она составляет 50 тысяч рулей в месяц. Как отмечали предприниматели сектора прессы ранее, это никого не заинтересует — сейчас за павильон немного меньшей площади они платят 3 тысячи рублей в месяц.
Но если торговать там не прессой, а продуктами питания, проект может оказаться рентабельным, замечали они. «Часть площади в таких киосках они будут сдавать в субаренду для уголка кофе с выпечкой, например», — предположил бизнес.