Екатеринбургский ювелир Наталья Брянцева, владелица бренда Avgvst, живет сегодня между Берлином и Россией и когда встречает в аэропорту людей со своими украшениями, а они осторожно подходят, чтобы спросить ее — «а это точно вы?», то всегда радуется — личный бренд, кажется, не продвигала, но люди узнают, значит, считают важным то, что она делает. Почему она сама пишет письма своим подписчикам и считает ювелирный бренд медиа-проектом.
Наталья посетила Петербург, чтобы отпраздновать 7-летие компании и бренда, который известен своими минималистичными украшениями. В Петербург приехали команды бренда из городов, где работают офлайн-магазины компании. Это Москва (2 магазина) и Екатеринбург, а также Берлин, где уже есть магазин и вскоре откроется еще один. В Петербурге бутик, а также тату и пирсинг-студия и кофейня, расположены на ул. Рубинштейна.
На площадке РБК Петербург, Наталья Брянцева рассказала о своем бренде, о том, как он живет, и как предпринимательница создает среду и комьюнити для него, в том числе, рассылая письма подписчикам бренда, которые пишет сама.
Бренд — это медиа
«Мне всегда хотелось быть редактором журнала, — рассказала Наталья Брянцева, — но с этим не сложилось, и я себе придумала такое замещение — рассылку (75 тысяч подписчиков — Ред.). И это мое внутреннее удовольствие, мне нравятся микрозарисовки, колонки, с мнением автора, я в воздухе улавливаю некую штуку — называю ее «включить Евгения Гришковца», и пишу письма. Потом смотрю на отклики, изучаю. Получатели писем отвечают и я отвечаю всем. Это моя версия глубинного интервью — самого эффективного, на мой взгляд, маркетингового исследования. Я собираю отклики для себя, чтобы понимать, что делать дальше. Это не масштабированная, не делегированная вещь. И для меня наш бренд — это медиа. У нас есть главный редактор бренда, и есть сотрудники, но письма сторонникам бренда я пишу сама».
«Первые украшения появились у людей как талисманы, — пишет, например, Наталья Брянцева подписчикам бренда 25 августа. — Нам кажется, они до сих пор не утратили этой сути — просто её нужно найти, высвободить и показать всем. Мы изучаем историю талисманов, берём архивные находки и убираем приметы времени, оставляя только чистые линии, самую суть. Мне нравится думать, что мы делаем обереги для прагматиков: точный расчет, обширный поиск формы, идеальное владение технологиями и никакой магии камней. В последнее время много говорим о том, что украшения и тату = способ высказать свою позицию и найти точку опоры, и это тоже правда».
Постучалась в окошко
На встрече Наталья вспомнила и свою предпринимательскую историю. Она началась в 2016 году.
«Я работала в креативном агентстве и захотелось мне что-то поделать руками, и я пришла в ювелирную мастерскую рядом с нашим офисом, постучалась в окошко, спросила, можно ли у вас поучиться, они сначала спросили, не из Горного ли я института, который неподалеку, я сказала «нет», они спросили, умею ли я рисовать, я ответила — опять — «нет», и спросила, могут ли они меня научить ювелирному делу. Они сказали «нет». Потом все-таки стали меня пускать на 2-3 часа. Полтора года я училась и делала первые неуклюжие украшения. Фотографировала их и продавала через небольшой сайт».
С 2019 года компания Avgvst работает не только в России, а также в Германии, и «сейчас развиваем европейскую часть», говорит Наталья. Годовой оборот группы компаний приблизились к 500 млн рублей.
Тренды
Брянцева считает, что сейчас на рынке ювелирных украшений происходит эволюция. «С одной стороны — украшения — это демонстрация роскоши, с другой стороны все движется в сторону уменьшения потребления и покупатель выбирает продукцию, созданную небольшими бизнесами. Ювелирка — это уникальный рынок, это самая сентиментальная потребительская покупка», — говорит она.
Как и все малые ювелиры России Наталья Брянцева очень обеспокоена ситуацией вокруг так называемого закона о ювелирах, по которому более 19 тысяч компаний и ИП должны будут с 1 января 2023 года перейти на основную систему налогообложения (ОСНО) и платить НДС. Большинство компаний не выдержат такого перехода и должны будут прекратить деятельность. Малые ювелиры инициировали сбор подписей по возвращению специальных налоговых режимов через Российскую общественную инициативу (РОИ) и заказали экономическую экспертизу закона о ювелиров одному из ведущих научных объединений страны.
Владелица Avgvst одной из первых высказывалась об этом. УСН пользуются 1200 ювелирных магазинов, которые занимают 45% рынка, написала в Instagram* (*принадлежит запрещенной в России компании Meta) Наталья Брянцева весной 2022 года, сразу после принятия пресловутого закона. Переход на общую систему налогообложения нужен, чтобы «расчистить рынок», из-за этого в России останутся три крупные розничные ювелирные сети.
В Петербурге работает около 1,5 тысяч малых ювелирных компаний и ИП. «Свое дело плюс» рассказывал о локальных ювелирных брендах, в том числе, а брендах Akimov, «Яспис», МАБЭ, «Очень красивое серебро» и других. Истории о них можно прочитать здесь и здесь.