Закон о рекламе: что теперь будет и при чем здесь налоговая

Многие в эти дни пытаются разобраться в законе о рекламе, который начнет действовать с 1 сентября, и также поправках, которые готовятся. Эксперты выяснили, что доступ к зарегистрированной информации о рекламе будет у Роскомнадзора, ФАС и налоговой. Что это значит — по полочкам.

«Видим путаницу в последние недели вокруг закона о рекламе, — пишет телеграм-канал AGR media, — Ниже коротко — что происходит на самом деле и чем это грозит.

Есть два параллельных пакета изменений в закон, важно их не путать:

— О создании единого оператора цифровых рекламных биллбордов и электронных объявлений физлиц в интернете.

• Не спрашивайте, как наружка и классифайды вообще оказались на одной странице и в одной вселенной.

— О маркировке и учете всей (вообще всей) рекламы в интернете.

• О каком из пакетов поправок вы читаете в данный момент, удобно определять по «Яндексу». Он резко против первого (вместе со «Сбером»), но готов выступить оператором рекламных данных во втором (вместе со «Сбером»).

«Авито», возможно, «грохнут»

Первый из пакетов вероятно грохнет «Авито» и ряд других игроков. Он сталкивается с сопротивлением, а авторы закона говорят, что цель — безопасность России и народа.

Здесь все самое интересное еще впереди, поэтому сосредоточимся на п.2 — с 1 сентября рынок уже обязан перестроиться на новые правила, но с переходным периодом на два месяца, до 31 октября.

Тезисно — как это будет работать:

• с 1 сентября вся реклама в интернете обязана выходить только с пометкой «реклама».

• с 1 сентября все участники рынка обязаны подавать сведения о заключенных договорах о рекламе. Работать это будет так:

Площадка (или рекламное агентство и пр.) подает сведения о заключенном договоре на размещение рекламы.

До размещения должна регистрироваться и конкретная реклама, включая сам креатив и его формат, тип и сроки кампании, локация, параметры аудитории, целевую ссылку, коды ОКВЭД для объекта рекламирования.

Всё это нужно направлять оператору рекламных данных (ОРД).

Сейчас на роль ОРД претендуют 7 компаний, включая «Яндекс», «Сбер», «Вымпелком», VK и Ozon. Почти все и останутся — единого оператора скорее всего не будет. Финальные цены за свои услуги большинство пока не готово назвать, но в среднем речь идет об 1% от оборота.

Когда вы (разумеется, успешно и с первого раза) зарегистрировали все данные выше, ОРД присвоит вам токен. И теперь вы получите право размещать рекламу.

Но это еще не конец. После размещения вам понадобится подать отчет. В отчете указываем: реквизиты; ссылку на договор; сроки оказания услуг; разбивку по рекламодателям; отметку об НДС; стоимость оказанных услуг и статистику кампании.

А теперь самое интересное — о чем часто забывают:

Доступ в базу данных будет сразу у 3 ведомств: Роскомнадзора, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной налоговой службы. Поделят полномочия они так:

РКН будет определять, правильно ли все реализуется, карать тех, кто не пометил рекламу как рекламу, — или пометил, но отдал в ОРД неправильно.

ФАС, видимо, постоит рядом — потому что ну реклама всё-таки, как без них.

Участие налоговой — самый нервирующий момент. Вероятно, будет так:

• РКН определяет какое-то размещение как рекламу без пометки и выкатывает не страшный штраф.

• Уже известно, что РКН будет руководствоваться внешними признаками размещения. Не получится объяснить, что это «не реклама, а абонемент на расширенные опции», размахивая договором.

• Дальше у налоговой возникает острый интерес к тем креативам, которые не понравились РКН. Она идет смотреть на ваши договоры в ОРД, а если вас там вообще нет — интерес утраивается.

Поэтому вот вам единственный важный совет про то, как жить с этими поправками с 1 сентября:

Не думайте, что вас они не коснутся, если вы рекламодатель, арбитражник — кто угодно, но не площадка.

Смотрите очень внимательно на понятность и прозрачность всех договоров, которые идут в ОРД, будь это рекламное агентство, с которым вы сотрудничаете; площадка, на которой дали рекламу; CPA-биржа и так далее.

Несоответствие показателей кампании и потраченных на нее денег, невозможность доказать сам факт открутки креативов и любые другие спорные моменты попадут в двойное поле зрения — РКН и налоговой. Дальше можно не объяснять».

Читатели спрашивают, кому это выгодно? Очевидно, что это часть цифровизации государства и прямых выгодоприобретателей кроме государства и операторов — в случае с маркировкой это только «Честный знак», принадлежащий компании Алишера Усманова и партнерам, нет.

Мнение юриста

«Не вижу смысла в этой затее, кроме как дополнительный сбор денег для операторов, которые будут держать все эти массивы данных и дата центров, которые будут для этих массивов предоставлять мощности.
Сразу вижу беду, о которой вы упомянули.
Реклама — понятие очень размытое. И определять где реклама, а где информация весьма трудно.
И если с честным знаком хоть как то можно было объяснить, что это контроль за потоками товаров и борьба с контрафактом и нелегальных серым рынком, то здесь…
Мы чего-то не знаем.
Либо это как с ювелирами. Под шумок и вал законов, протащили откровенную пролоббированную кормушку», — говорит юрист, пожелавший сохранить анонимность.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс