Поправки в федеральный закон о рекламе заставят всех рекламодателей и рекламораспространителей вносить данные о любой рекламе в специальный Реестр. И еще ряд новаций. Закон должен заработать с 1 сентября. Но юристы сомневаются.
Поправки в федеральный закон о рекламе были внесены 17 июня и одобрены Советом Федерации 23 июня. Вступают они в силу с 1 сентября. Поправки обязывают Роскомнадзор создать реестр рекламы и запрещает рекламу на информационном ресурсе иностранного лица.
В чем их суть кратко проанализировала юрист Наталья Горячая, основатель сервиса «Делаем бизнес вместе»:
1. Нельзя распространять рекламу на информационном ресурсе иностранного лица, если Роскомнадзором принято решение о запрете на распространение рекламе на таком ресурсе.
2. Роскомнадзор наделяется полномочиями по учету, хранению, обработке информации о рекламе в Интернете. Учету подлежат сведения о рекламодателях, распространителях рекламы, операторах рекламных систем. Что учитывать и хранить, определяет правительство.
3. Рекламодатели, распространители рекламы, операторы рекламных систем, которые размещают рекламу в Интернете, должны предоставлять информацию о рекламе в Роскомнадзор. Делать это надо с 1 сентября 2022 года.
4. Операторы связи социальной рекламы освобождены от обязанности размещать информацию в РКН.
5. Информацию о рекламе надо предоставлять самостоятельно или через владельцев программ для ЭВМ, предназначенных для установления акта распространения рекламы в Интернете. РКН установит требования к этих программам для ЭВМ.
6. Для отбора оператора рекламных данных РКН создаст комиссию. Условия отбора определит правительство.
7. Хранить информацию, внесенную в реестр РКН, надо 5 лет.
8. Доступ к информации получит ФАС, ФНС и другие лица, список которых определит правительство.
9. Реклама, которая распространяется в Интернете, должна содержать пометку «реклама», страницу сайта и/или информацию о рекламодателе.
Наталья Горячая удивляется обилию реестров в стране. «Реестр рекламы, реестр иноагентов, реестр МСП, реестр туроператоров, реестр применяющих ставку 0% гостиниц, реестр IT, реестр системообразующих, реестр недобросовестных, реестр добросовестных, реестр строительных, реестр маркированных … а гвозди кому и когда делать?!», — спрашивает эксперт.
Юристы, работающие в СМИ, говорят, что после принятия поправок многое изменится и в жизни СМИ, и в жизни рекламных агентств. «Изменится и с точки зрения доходов, и ведения учета рекламы. Но это произойдет в том случае, если правительству хватит сил довести поправки до работающего полного реестра всей рекламы в стране», — рассуждает юрист, пожелавший остаться неназванным. Но для того, чтобы понять, что именно и в каком объеме изменится в порядке продажи и отчетности в секторе рекламы, нужно увидеть подзаконные акты к этому документу, пока непонятен формат его применения. Актов пока нет.
Малые компании спрашивают, им что, теперь каждую листовку, которую они выпускают к открытию торговой точки, нужно будет регистрировать в Роскомнадзоре? И не особо верят в это.