Расторгать аренду можно, заменить арендаторов некем

Госдума приняла поправки, которые разрешают торговым центрам в одностороннем порядке лишать торговых площадей магазины международных марок, закрывшиеся после 24 февраля. Исключение предусмотрено для тех магазинов, которые сменили иностранного владельца на российского. Предприниматели считают, что закон актуален для районных ТЦ, и позволит не переходить на кабальные условия с новыми арендаторами, а сама ситуация с «закрытыми» арендаторами прояснится к ноябрю. 

Магазины Zara в ТЦ закрыты с марта 2022 года

Госдума во втором и третьем чтениях одобрила поправки, которые позволяют владельцам торговых центров в одностороннем порядке расторгать договоры аренды с зарубежными торговыми марками, поставившими свою деятельность в России на паузу после 24 февраля.

Новые правила касаются договоров аренды с компаниями под контролем иностранных компаний, связанных с «недружественными» странами и по которым арендная плата зависит от выручки. В случае, если арендатор не использует арендуемую площадь (закрыл магазин) и арендные платежи снизились, более чем на 50% по сравнению с тем же периодом 2021 года, арендодатель вправе потребовать от него полную арендную плату за весь период приостановки работы. Плата должна быть внесена в размере среднемесячного платежа 2021-го года или за период с января по 24 февраля 2022 года.

Кроме того, арендаторы тоже получают дополнительные права — они могут отказаться от исполнения договора аренды в одностороннем порядке, но для этого необходимо соблюдение хотя бы одного из условий: арендатор не возобновил использование арендуемого имущества через 10 дней после получения соответствующего уведомления или же отказался вносить за него плату.

Магазины в торговых центрах условно пустуют

Есть исключения. Односторонний отказ от исполнения договора аренды не может быть применен, если магазин перешел во владение российского физического или юридического лица после 24 февраля, а также если поменялось название магазина или товарный знак.

Российский совет торговых центров (РСТЦ) оценивал площадь, которая приходилась на ушедшие бренды, в 20% от всех торговых площадей в России. Участники рынка указывали, что по итогам года ТЦ могут недополучить около 30% прибыли. Вице-президент Сrocus Group Эмин Агаларов рассказывал, что торговые центры его группы потеряли 20–30% посещаемости.

Кому нужен этот закон и кто выиграет от его применения, «СДП» спросил представителей торговых центров Петербурга. 

От применения закона, скорее выиграют небольшие районные торговые центры, рассказал управляющий крупным и заметным торгово-развлекательным центром Петербурга, по ряду условий пожелавший остаться неназванным.

Платит арендодатель

«Есть разные торговые центры, большие, маленькие, высокотрафиковые и попроще. Условия там разные, — разъяснил источник. — И спрос у арендаторов — он разной силы. Если торговый центр топовый и значимый и делает выручку на якорном арендаторе, другие арендаторы также выбирают быть поближе к нему. Абсолютно также ведут себя и арендаторы, которые закрылись. В ТЦ они сидят на % от выручки и выручки сейчас нет, они закрыты, и арендная плата также равна 0. Есть штрафы за неведение деятельности, но это уже другая история», — поясняет менеджер.

В условном районном торговом центре арендодатель в отношении присутствия того же H&M готов на многое. Как говорят участники рынка, бывает и так, что до 70% арендной платы Н & М и Inditex — оплачивает арендодатель, для него важно их их «завести». Поэтому для арендодателя ситуация, когда такой арендатор не работает и не платит, это катастрофа — поэтому можно сказать, что закон принят в помощь им.

Договор об аренде в знаковых торговых центрах построен так, что закрытые магазины западных марок продолжают за аренду, и даже досрочное право на выезд договором не предусмотрено.

«Торгово-развлекательный центр отличается от стрит-ритейла тем, что с 10.00 до 23.00 триста магазинов будут работать на вас, — рассказывает управляющий торговым центром. — В этом особенность сервиса ТЦ. Чтобы это работало, должны соблюдаться жесткие условия операционной деятельности. Для островов и для магазинов в комплексах попроще — можно допускать нарушения, например, продавец ушел на полчаса из магазина и оставил табличку. Правилами крупных знаковых ТЦ такое не предусмотрено.  Поэтому и взыскание аренды с закрытых  магазинов — не является проблемой».

Исков нет

Судебная статистика также говорит о том, что иски о взыскании платы с закрытых арендаторов подаются не в массовом порядке. Так оператор московского парка «Остров мечты» взыскал с H&M около 538 млн рублей, из которых 500 млн — это штрафы и компенсация за остановку деятельности. Шведская компания будет обжаловать иск. «На самом деле таких исков не много, — продолжает источник, — еще единичные иски, например, к Inditex  на 79 млн».

Главный вопрос и для арендодателей, и для арендаторов  — «сколько это все будет продолжаться». Если арендатор, который занимает 3-5% площади знакового ТЦ, два года не работает, это не хорошо для всего бизнеса, уверены руководители торговых центров. «Если интересную замену найдем, например, для того же H&M, займем эти площади. Если ситуация, когда арендатор в дефолте продолжается, у арендодателя появляется право сказать прощай. Но в случае, если будет найдена адекватная замена — «не ноу нейм турецкий», мы будем заменять таких арендаторов», — уверен директор ТРЦ.

Проект Slava от российских дизайнеров в «Невском центре»

 

Легкая паника на рынке

Поэтому от применения нового закона выиграют небольшие региональные ТЦ — они смогут либо выгнать такого закрытого арендатора, либо начислять плату по прошлому  году и взыскивать ее. Районные торговые комплексы, скорее всего, будут пользовать второй опцией и начислять аренду. Заменить-то некем, говорит источник. На рынке сейчас 30-40% вакантных площадей, «якоря позакрывались и царит легкая паника» — поэтому, когда приходит, например, турецкий бренд, и сразу ставит жесткие условия — аренда только % от выручки, например, 5%, и никаких сервисных платежей — с ним соглашаются. «И они садятся на длинные сроки. Было подписано уже несколько таких контрактов. Принятый закон позволяет не торопиться, продлить аренду, условно, с Н&М, и торговаться «с заменами», не переходить на кабальные условия», — рассказывает источник.

На самом деле мораторий на банкротство, принятый в марте 2022 года, дает возможность арендатору не платить, даже если арендодатель выиграет все суды. «Этот закон очень жесткий и позволяет должникам не платить. Деньги до октября-ноября никто не получит. Даже если выиграет все суды. Развлекаться в суде можно сколько угодно, но работать это не будет. То есть, осенью мы ждем обновления информации — бренды либо еще раз заявят об уходе, либо изберут другую тактику», — говорит источник.

Повысило привлекательность

«Данный закон направлен на то, чтобы помочь девелоперам, которые по каким-то причинам заключили с арендаторами договоры без права выхода даже при закрытом магазине и отсутствии арендных платежей, — говорит Екатерина Трушлякова, директор департамента торговой недвижимости PPF Real Estate Russia (собственник ТК «Невский Центр») — у нас данной проблемы нет, соответствующие условия предусмотрены текущими договорами аренды.

На сегодняшний день трафик в ТК «Невский Центр» лучше, чем в среднем по рынку, добавляет специалист, т.к. центр в меньшей степени зависит от закрывшихся брендов. «Мы изначально соблюдали баланс российских и международных ритейлеров, что сейчас нам дает преимущество. Все российские бренды продолжают активно работать: Brusnika, Vassa&Co, Alexander Bogdanov, Ianis Chamalidy и др. Недавно в ТК открылся универмаг российских дизайнеров Slava, что еще больше повысило привлекательность объекта для жителей и гостей Санкт-Петербурга», — рассказывает Екатерина Трушлякова.

Закрытых магазинов в ТЦ c с весны — 30-40%

Заместить сложно

На самом деле, закрытые магазины иностранных брендов могли бы заместить российские дизайнеры, но пока у них нет таких объемов, чтобы занять соответствующие площади, говорят эксперты, а организовать или расширить производство при существующей налоговой системе и поддержки бизнеса невозможно, говорит Ирина Валерианова, сооснователь Ассоциации не продовольственной торговли, которая сама недавно запустила производство линии женской одежды под брендом «Монпари».

«Но свято место ведь пусто не бывает, — рассуждает Ирина Валерианова, — все это вопрос условий для арендаторов, их, видимо, нужно пересматривать торговым центрам. Наверное, такие арендаторы, которые могут заменить закрытые магазины, есть. Где-то, как в ТК «Сенная», их меньше, где-то, как в ТРЦ «Галерея» — больше. Хуже всего в Меге, которая работала в тандеме с IKEA, туда трафик значительно сократился. Арендаторов, способных занять большие площади нет, и трафик сократился, значит, и условия аренды нужно пересматривать.

ТЦ «Невский Центр» на Невском проспекте предоставил свои площади локальных брендов

Но те же большие площади можно поделить и сдать их в виде корнеров небольшим компаниям, объединенных общей концепцией».  Если в отрасль будет приток денег и оборота, будут и открытие новых и расширение старых производств, таким образом, появятся бренды, которые могут попробовать заместить H&M и Zara.

Стоит добавить, что в той же «Галерее» в последнее время открылись новые российские брендовые магазины — например, магазин нижнего белья The poby, женской одежды YOU WANNA, emka, first in space и другие. Здесь же работает магазин 12 Storeez, магазины Мэлон Фэшн Групп. Российские бренды могут и должны научиться  зарабатывать и развиваться, считают участники рынка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс