Три дня в Петербурге проходил Международный Невский форум, который поднял действительно важные вопросы, в том числе, и для российского бизнеса: что сейчас происходит, с одной стороны предприниматели уверены, что для них открылось время возможностей — рынки меняются и поляны расчищаются. С другой стороны — горизонты планирования ниже, и адаптивные способы ведения бизнеса разрабатываются на ходу, и это не всегда срабатывает.
24-го июня в Президентской библиотеке на Сенатской площади был основной день форума и здесь обсудили и текущую ситуацию в экономике, и подняли важные для петербургского бизнеса вопросы.
Так на секции «PRO. Бизнес в условиях новой экономической реальности» Владимир Меньшиков, председатель совета НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга», поднял три актуальные проблемы. Первая, достаточно давняя, всплыла в пандемию коронавируса и повлияла на возможность для бизнеса воспользоваться мерами поддержки, которые оказывало правительство. Речь идет о кодах Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, в котором все виды деятельности обозначены числовыми кодами (ОКВЭД).
Во время пандемии помощь распределяли по кодам ОКВЭД, но закрывали предприятия не по кодам, а по фактической деятельности, отметил Владимир Меньшиков. Например, код у ресторана, принятый в давние времена, был закреплен за торговлей, но по факту это был ресторан и его в пандемию закрыли. «На коды статистики в то время никто не обращал внимание, — отметил глава «Союза малых предприятий», — но ресторан помощи он так и не получил».
Вторая проблема, важная для предпринимательства Петербурга, касается более, чем 80% малых ювелирных компаний и предпринимателей. «Свое дело плюс» неоднократно писал об этом.
«Закон приняли за неделю, — рассказал Владимир Меньшиков, — буквально часы отделяли каждую стадию принятия законопроекта от другой, и в целом, это нормальный закон, но в одном его пункте для участников отрасли отменялось применение специальных налоговых режимов. И этот маленький пункт с начала 2023 года поставит около 20 тысяч российских предприятий вне бизнеса. Для людей это трагедия,- заключил глава «Союза малых предприятий. — Хотелось бы верить, что недочет будет исправлен, время еще есть».
«Речь во многих случаях идет не о недорогих ювелирных изделиях, — уточнила ювелир Анна Романовская, основатель петербургского бренда «Очень красивое серебро», — а о произведениях искусства, ювелирные изделия делают наши художники, дизайнеры, если их предприятия прекратят свое существование, исчезнет значительный пласт российской культуры».
Налог на адрес
Еще одна проблема, которая касается тысяч малых предприятий — это проблема юридических адресов. Юридические адреса, по сути, не нужны микробизнесу, офис снимается и почти никогда не используется, но он нужен для проверок налоговой и потому предприниматели вынужденно оплачивают аренду и бывают по адресу раз в неделю, забирая почту. Поэтому множество офисов в городе фактически пустует: в аренду сдается воздух. Однако это устраивает налоговую, потому что такие адреса считаются фактическими и именно по ним ищут нужные компании во время проверок.
«Был случай, — рассказал Владимир Меньшиков, — что предприниматель даже нарисовал для налоговой схему — как его найти в бизнес-центре, но его все равно не нашли и оштрафовали. Мы же живем в 21-ом веке, платим налоги в электронном виде, но вынуждены снимать не нужные нам офисы и платить аренду». И инициатива по отмене юрадресов поддерживается сенатором Андреем Кутеповым, добавил Владимир Меньшиков, и если она закончится, закончатся и «резиновые» офисы, где одновременно по одному адресу регистрируются десятки компаний.
В дискуссию с главой «Союза малых предприятий» вступила Юлия Костецкая, заместитель руководителя управления Федеральной налоговой службы РФ по Санкт-Петербургу. Костецкая отмечала, что предприниматели могли бы регистрировать бизнес по домашнему адресу, но, конечно, против этого могут быть и соседи, и сособственники помещения, поэтому вопрос сложный, но налоговая в силу специфики своей работы, не готова отказаться от регистрации юридических адресов и перейти к регистрации электронных адресов.
Могут быть непопулярны
Государственные решения могут быть непопулярны и могут быть даже ошибочны, отметила Юлия Костецкая. Но у них обязательно должно быть экономическое обоснование.
Относительно принятого закона об исключении возможности работать на специальных налоговых режимах для малых компаний ювелирной отрасли, который оказал негативное влияние, нужно представить экономическое обоснование своих требований. «Не должны быть приняты акты, ухудшающие положение отрасли», — уверена Юлия Костецкая.
«По какому принципу именно малые ювелиры должны быть исключены из этого закона, — спросил адвокат Павел Остапенко, партнер CTL, модератор дискуссии, — это сейчас непонятно. Можно освободить от уплаты НДС букмекеров, адвокатов, они будут только рады. Но люди объединяются, это правильно, это и есть политика,» — заключил он и еще раз посоветовал малым ювелирам подготовить экономическое обоснование их позиции.
Также на форуме коснулись тонкой грани между преступлением и ведением предпринимательской деятельности.
Например, дробление бизнеса. Само по себе дробление бизнеса не является налоговым преступлением, производственные и торговые предприятия обычно работают с применением разных систем налогообложения.
Петербург и возмещение НДС
Санкт-Петербург всегда был достаточно сложным городом для возмещения НДС, отметила Юлия Костецкая. Если говорить о городе — это крупный центр внешнеэкономической деятельности, здесь есть порт, большие объемы товарооборота, много логистических центров. Одна из причин — большое количество грузов и большое количество умов. И совокупность обстоятельств привела к тому, что в 2010-2012 очень остро стояла проблема — предпринимательская или мошенническая деятельность велась в городе.
«Большинство схем было связано с необоснованным возмещением из бюджета НДС. «Нам документы приходили из Финляндии, что товары, вывезенные туда, находили на свалке — это, конечно, было связано с возмещением НДС», — поделилась фактами Юлия Костецкая. Схема была направлена на то, чтобы забрать эти деньги из бюджета.
Офсетные контракты
Также на форуме отмечали важную заслугу Центробанка по остановке гиперинфляции, и усугубляющиеся сложности логистики — Транссиб перегружен и поезда отправляются по нему каждые 20 минут. А также говорили о заслуге российского сельского хозяйства в кризисе весны 2022 года. «В 1998-ом году, когда разразился экономический кризис, 90% продовольствия в страну завозилось, — вспомнил Александр Ходачек, президент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, — сейчас полки магазинов не опустели».
Остановились подробно также на офсетных контрактах — новому способу работы бизнеса по госзаказу. Планка по таким заказам снижена до 100 млн рублей, но контракт предполагает не снижение цены заказа, а инвестиции в 100 млн рублей и затем участник такого офсетного контракта имеет право поставлять свою продукцию в течение 10 лет. Сейчас заключено 5 офсетных контрактов объемом 1 млрд рублей и все они заключены в Москве, отмечалось на форуме.
Занятость
Интересная цифра была также приведена на форуме — 30% занятых в Петербурге имеют более, чем одного работодателя. При этом у промышленных предприятий отмечается большая нехватка квалифицированных кадров.
Вместе с тем для трети занятых в РФ не хватает дохода от зарплаты до зарплаты — видимо, поэтому они и имеют более, чем одного работодателя.