«Пока, по-видимому, мало кто понял, что бондовые склады, закон о которых был принят намедни Госдумой во втором и третьем чтениях сразу, это выстрел даже не в ногу, а в самую голову малому и среднему бизнесу, — говорит юрист и эксперт Наталья Горячая, основатель сервиса «Делаем бизнес вместе».
- Впервые бондовые зоны появились в Китае около 30 лет назад. Это территории, где отечественные производители ведут международную торговлю, пользуясь режимом льготного налогообложения и беспошлинной торговли. Позднее в эти зоны добавили импортеров и иностранных производителей (привлекли инвестиции извне), где хорошие условия для занятия производственной и перерабатывающей деятельностью. Начали с 14 зон, теперь их около 120 по стране. В таких зонах располагаются заводы, производящие товары из импортного сырья, завозимого беспошлинно, которые затем экспортируются из Китая.
В общем, идея хорошая, поэтому наши Валдберис, Озон и Яндекс решили взять её за основу и протащить через правительство, а затем через молчаливую, ничего не понимающую в причинно-следственных связях Госдуму.
И что мы получим: производители отечественных товаров окажутся в крайне сложной ситуации. Мало им проблем с импортозамещением, так еще интернет-площадки, освобожденные от ответственности за параллельный импорт, через бондовые склады обеспечат приток импортных товаров, используя свои финансовые возможности и преференции от государства.
Пока производители продуктов питания, одежды, обуви, станков и оборудования ждут отраслевых послаблений по НДС, страховым взносам и имущественным налогам, гиганты-маркетплейсы получают бонусы в виде отсрочки по уплате НДС, освобождению от таможенных платежей и даже маркировки.
Мы хотим, чтобы бизнес платил налоги по факту получения прибыли, чтобы производитель перестал платить налоги на этапе разработок и производства.
Будет так!
Но не всем, а только крупнейшим игрокам, которые к производству не имеют никакого отношения», — пишет Наталья Горячая.
С ней согласна Светлана Молчанова, президент Союза производителей изделий легкой промышленности (СПИЛП), куда входят 450 российских предприятий — производителей. «Меняются правила для предпринимательства, но устоявшейся, успешный бизнес не хочет меняться. И никто не понимает, куда нас все это выведет.
Параллельный импорт — московская экономическая школа трактует по-своему, у Петербурга — другое видение. При этом нет никаких договоренностей.
История с бондовыми складами напоминает историю с «Честным знаком». Наши бренды не могут завезти ткани на производства, но одновременно создаются хабы с тканями в приграничной зоне . Скорей всего, всех заставят покупать таких в хабах. Пока ситуацию не понимаю до конца».