Маркировка вызывает сомнения в регионах

На сайте Госдумы появился законопроект о введении моратория на маркировку до конца 2027 года. Какие есть шансы у законопроекта и что думает бизнес о результатах маркировки в 2022 году, которая началась в 2016 году с меховых изделий, говорят специалисты.

На прошедшем экономическом Форуме в Петербурге тема маркировки товаров обсуждалась не раз. В том числе, и в контексте восприятия обязательной маркировки в регионах России, и тем, как бизнес справляется с ее внедрением. «Уберите маркировку! «, — транслировала мнение регионов Елена Дыбова,  вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ.

Первая ласточка

Тем временем, в Республике Татарстан парламент выступил за мораторий на маркировку товаров, так как она привела к росту цен на товары. Может ли это повлиять на дальнейшее распространение маркировки, одной из целей которой было к 2024 году маркировать все произведенные в РФ товары и ввозимые в страну.

На фоне продовольственной инфляции парламентарии Татарстана собираются выступить за приостановку действия федеральной системы обязательной маркировки «Честный знак», охватывающей около 20-ти товарных групп (от пастеризованного молока до парфюмерной продукции), пишет татарстанское издание «Реальное время». Как выяснил портал, на 32-ю сессию Госсовета РТ, которая открылась 15 июня, вынесен законопроект о введении пятилетнего моратория на идентификацию товаров с помощью цифровых кодов. Основной аргумент — затраты на маркировку прибавляют к стоимости товаров 10%, что недопустимо. «Мораторий могут ввести, если несколько регионов России поддержат эту инициативу вслед за Татарстаном», — пишет издание.

Законопроект о моратории

Разворот в государственном регулировании торговой деятельности в стране последовал в связи с подготовкой нового федерального закона №104089-8 «О приостановлении действия пунктов 3.1—3.5 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в части приостановления полномочий Правительства Российской Федерации в сфере маркировки). Этим законопроектом предлагается ввести мораторий на маркировку до конца 2027 года.

Авторы проекта — депутаты фракции «Справедливая Россия» — предлагают приостановить полномочия правительства по утверждению перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке, а также самих правил маркировки. По их замыслу, временное «отрешение» полномочий по маркировке избавит российских производителей от ненужных расходов.

В пояснительной записке к документу говорится: «последствиями внедрения системы обязательной маркировки товаров предприниматели называют значительно ухудшающееся финансовое положение производственных предприятий, а также вынужденное повышение отпускных цен на продукцию. Операторы системы декларировали конечную стоимость маркировки менее рубля на единицу товара (50 копеек плюс НДС), однако производители отмечают увеличение стоимости для конечного потребителя на десятки процентов. В условиях дефицита расходных материалов для проведения маркировки, этот рост будет еще больше. При этом маркировка не является единственным инструментом борьбы с нелегальным оборотом продукции.

Предпринимательское сообщество оценивает, что ощутимые результаты получили только компании, занятые в производстве оборудования и программного обеспечения процесса маркировки».

Предприниматели из сектора молочной промышленности сообщают, что краску для нанесения кодов теперь нужно покупать зарубежом, чрез третьи страны, она, конечно, подорожала. А, главное, зачем это делать, если в молочной промышленности уже несколько лет применяется система «Меркурий», а алкоголь продают с помощью программы ЕГАИС?

Какие шансы у проекта

«Я побродила по документу, посмотрела отзывы региональных заксобраний, — говорит юрист Наталья Горячая, — пока их три – Татарстан, Якутия и Нижегородская область. Первые две высказались за, третий — против. Почитать обоснование не представляется возможным, но вот что меня больше беспокоит: ни Москва, ни область, ни другие регионы-тяжеловесы не высказались на эту тему и тем более ничего не говорят об этом вслух. Значит, сдохнет котик… «.

В Законодательном собрании Петербурга законопроект не обсуждали, и ничего о нем не слышали, говорят там.

Петербургский предприниматель Вадим Бочкарев, совладелец ООО «ФДО «Скороход», говорит, что депутаты Татарстана — смелые люди. Предприниматель читает, что цели, поставленные организаторами маркировки в 2016 году, в 2022 -ом — не выполнены.

Никто ничего не получил

«Мы, как обувное предприятие, стали вторыми в списке, чья продукция подлежала маркировке, после меха, — рассказывает Вадим Бочкарев. —  Изначально при внедрении маркировки ставились три цели — фискальная или повышение сбора налогов, снижение контрафактных потоков и снабжение потребителя достоверной информацией о товаре.

Так вот, сейчас, в 2022 году, можно сделать вывод, что ни одна из этих целей не достигнута: контрафакт уменьшился всего на 4%, из 270-300 млн пар обуви, которые продают в России каждый год, промаркировано 6 млн. А коды Data Matrix  системы «Честный знак» не содержат никакой потребительской ценности и не несут дополнительной информации относительно той, что уже есть на этикетке товара», — считает предприниматель.

Что касается изначально благой цели, которая ставилась организаторами маркировки в качестве главной — повышение качества выпускаемой продукции, в России есть, кому контролировать качество — это и сертификация, и Роспотребнадзор, и Роскачество, и еще целый ряд органов власти, которые за это отвечают, уверен Вадим Бочкарев.

Тем временем развивать систему цифровой маркировки правительство России предлагает уже и в странах Евразийского экономического союза: Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Узбекистане и на Кубе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс