Маркировка и параллельный импорт

В Минпромторге рассматривали вопрос отмены маркировки и пришли к выводу, что это нецелесообразно, ведь тысячи предприятий уже понесли затраты. Кроме того, в условиях параллельного импорта именно маркировка преградит путь контрафактным, незаконно произведенным товарам, считают в ведомстве. Тем временем, контрафакт открыто продается — это уже параллельный импорт или еще нет, спрашивают предприниматели.

Маркировка — по сути единственный цифровой инструмент, который позволит РФ контролировать рынок в новых условиях при поступлении товаров в рамках параллельного импорта, смягчения норм технического регулирования и оценки соответствия, а также моратория на проведение проверок регуляторов.

Об этом «Известиям» заявили в Минпромторге. В феврале 2022 года 13 профильных ассоциаций — ведущие производители пищевой продукции, обратились к  главе правительства Михаилу Мишустину и просили отменить маркировку для продуктов. Речь идет о Союзе участников потребительского рынка, Союзе потребителей, «Руспродсоюзе» и ряде других. Требования системы идентификации товаров негативно сказываются на себестоимости и розничных ценах продуктов и напитков, уверен бизнес. Их стабильность особенно актуальна сейчас, при форс-мажорной ситуации.

Причем, маркировка практически не снижает риски причинения вреда здоровью, то есть не делает продукты безопасными, указали производители. Тем более, что большую часть товаров в России продают в легальной рознице, что связано с качеством и безопасностью. Сейчас в системе маркировки участвует молочная продукция, табак, должны были начать маркировать напитки и алкоголь, но пока процесс приостановили. Из не продуктовых наименований товаров: маркируют более 100 артикулов одежды, в том числе одежды из меха, обувь, шины, духи, фотоаппараты и прочее. 

Можно ли отменить

В марте правительство рассматривало вопрос отмены маркировки. Тогда кабмин решил сохранить действующие требования, и далее требования пока не будут предъявлять к новым товарам. В министерстве добавили: производители уже оснастили свои производственные площадки нужным оборудованием, наняли необходимый персонал. Получается, что отмена маркировки приведет к «обнулению» всех затрат на ее внедрение. Также министерство предложило ввести мораторий до конца 2022 года на применение административной и уголовной ответственности за несоблюдение требований к маркировке.

В других странах маркируют, в основном, лекарства и сигареты, а также алкоголь, никто не маркирует все подряд, настаивают в Ассоциации не продовольственной торговли.

Параллельный импорт

30 марта премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, разрешающее параллельный импорт без согласия правообладателей. 6 мая Минпромторг утвердил перечень из 50 категорий товаров параллельного импорта — то есть, те товарные категории марок, ввоз которых будет легализован в России без разрешения правообладателя. Сейчас правообладатели продают продукцию либо сами, либо через эксклюзивного поставщика.

Таможенные органы должны будут сверять коды товарной номенклатуры таможенной декларации (ТН ВЭД) и наименования брендов с приказом Минпромторга. Согласно документу, сейчас в РФ не действует гражданско-правовая ответственность, если товары будут ввозить в обход официальных каналов дистрибуции. Но летом 2022 года Роскачество начнет проверять ввезенные по параллельному импорту товары. Предположительно, в первые закупки войдет верхняя одежда и обувь, косметика, моющие средства, смартфоны и телевизоры. 

Мнение бизнеса

Ирина Валерианова, сооснователь Ассоциации непродовольственной торговли и владелица сети магазинов одежды «Монплезир» полагает, что в текущей ситуации самый лучший момент для отмены маркировки для изделий легкой промышленности. «И не только отмены маркировки, но и для снижения стоимость сертификации изделий легкой промышленности. Один сертификат на выпуск изделия стоит 50 тысяч рублей!», — возмущается Ирина Валерианова.

Что касается отмены самой маркировки, предприниматели не согласны с Минпромторгом, что, мол, они уже потратились, и «обнулять» эти затраты нецелесообразно. «Продолжать множить затраты — и производства, и торговли, это как раз и есть барьер на пути развития бизнеса. Что касается параллельного импорта, пока непонятно, — говорит предпринимательница, — как это все будет происходить — раньше ходил ОБЭП и составлял протоколы, продукцию конфисковывали. Вот в универмагах города открыто продают контрафактные кроссовки Reebok, Adidas, Puma по 1,3 тысячи рублей, и ничего. Это уже параллельный импорт или еще нет?».

 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс