Ставки на Невском начали снижаться, пустующие по полгода-год помещения — сдаваться. Вот и кофейня «Чайникофф» откроется на главной магистрали города через несколько дней. Ее совладелец Михаил Гусейнов поделился размышлениями по поводу вывода сети на Невский. Специалисты сектора недвижимости из компании KNRU дополняют наблюдения — они видят тренд на снижение ставок на 20-25%.
«Помещение, которое мы арендовали, простаивало долго, но цена снизилась и аренда стала возможной. Стоит отметить, что ставки на Невском начали снижаться», — рассказал Михаил Гусейнов.
В основном, жители и потенциальные арендаторы видят на главной магистрали Петербурга засилье магазинов, предлагающих сладости — мармелад в бочках. Таких магазинов — более десятка. «Эти магазины ориентированы на туристический трафик, — продолжает комментировать Михаил Гусейнов. — Причем, не на иностранных туристов, которых нет уже 2 года, а на внутрироссийских, которые покупают детям сладости. При этом, в отличие от ресторанов, также рассчитанных на туриста, у них не так много вложений в помещение».
На троих
С одной стороны на Невском уже появились «коммерческие коммуналки» — когда помещения делят между собой арендаторы-соседи, например, корнер «Кофе с собой», табак и сладости. То есть, арендодатели начинают сдавать помещения и таким образом — то есть, вскладчину. Такое помещение имеется, например, на Невском, 72.
Несговорчивые владельцы
С другой стороны, потенциальные арендаторы удивляются тем владельцам, включая государство, которые позволяют большим помещениям простаивать месяцы и даже годы. «Часть таких помещений государство в лице КИО сдает арендаторам и они пересдают в субаренду совсем по другой цене, это не запрещено. Но все-таки давать простаивать помещению годами — это нонсенс, — полагают эксперты, — недополучать каждый месяц по 14 тысяч долларов или даже 7 тысяч — за год набирается уже 100 тысяч».
Экономика Невского
«В числе причин, почему так упорствуют владельцы дорогой недвижимости на Невском проспекте, можно назвать то, что у владельцев этой недвижимости ее очень много, и за счет аренды одних объектов, они покрывают убытки от простоя других», — поясняет управляющий брокерской компании KNRU Дмитрий Рыбачек.
Собственники психологически не готовы снижать цену аренды, подчеркивают в агентстве, однако, в последнее время наметился тренд, что некоторые собственники видят — ситуация в экономике слишком неопределенная, и потому в каком-то обозримом будущем этих состоятельных арендаторов, желающих заплатить десятки миллионов, может и не быть.
Поэтому ставки, по данным KNRU, снижаются на 20-25%. «Сейчас собственники стараются заключать договоры на 11 месяцев с последующим изменением условий в случае, если обстановка нормализуется», — подчеркивают в компании.
Арендная ставка на Невском до недавнего времени составляла ~10 тыс руб за м2 в месяц, сейчас она составляет примерно 7 тыс. руб./м2 в мес, добавляет Татьяна Клименко, ведущий брокер KNRU.
«Так помещение на Невском за 800 тыс. простаивало около 8 месяцев, — приводит пример Дмитрий Рыбачек, — но как только цену снизили, тут же нашелся арендатор, из числа сетевых компаний, активно развивающихся на рынке общепита».
Не первый раз
Кофейня на Невском — не первый опыт «Чайникофф» в этой локации. Михаил Гусейнов рассказал, что несколько лет назад компания на главной магистрали города арендовала подвал. «Но с тех пор мы поняли, что брать в аренду помещение, находящееся ниже уровня глаз потенциального покупателя — бессмысленно. На Невском много случайных людей и они мысленно «покупают» глазами. Поэтому мы потерпели фиаско и съехали», — вспоминает совладелец сети.
«Помещение до нас занимал Ситибанк, котом книжный магазин. Мы поставим летние столики, и сезон сможем «вытащить». Но планировать на год вперед — это потеря времени», — уверен Михаил Гусейнов.
Рестораны высокого и даже среднего ценового сегмента не хотят возвращаться на Невский — больше года пустует помещение, которое занимал ресторан «Библиотека», и помещение «Аптеки» на углу Большой Конюшенной и Невского, в феврале закрылся ресторан «Две палочки», покинул свое помещение ресторан «Токио-сити». В помещения, где располагаются рестораны среднего и высокого ценового сегмента, делаются значительные инвестиции. Сейчас при такой неопределенной ситуации с экономикой это невозможно, говорят эксперты. Знаковые рестораны на Невском в этом сезоне вряд ли появятся.
«И в Петербурге, в отличие от многих других российских туристических направлений (кроме Сочи), можно и неделю провести, и не все успеть посмотреть. Кроме того, здесь вкусный и недорогой общепит, и масса мероприятий — Алые паруса, фестивали, прогулки на корабликах. Ехать же сейчас, в общем, некуда — в Европу не поедешь, самолетов нет, да и ковид не везде закончился, и дорого. Некоторые хвастаются, что через Финляндию добираются до Милана. Но посмотрите, кого пускают в Финляндию — только с вакцинами от ковида, утвержденными ВОЗ — то есть Пфайзер, Модерна и другими», — рассказывают представители туристического рынка, значит, высокий сезон в Петербурге должен состояться.
Мармеладным проспектом Невский перестанет быть при условии стабилизации ситуации на рынке и появлении иностранных туристов. «То есть, приедут туристы, которые смогут купить не только сладости ребенку, но и национальные сувениры, тех же матрешек, изделия народных промыслов. Средний чек покупки туриста должен подрасти с 500 рублей до хотя бы 2-3 тысяч «, — комментируют представители сувенирной торговли.
Турист пошел
Туристов на майские праздники в городе много, гостиницы заполнены, рассказывают отельеры, и цена за номер достаточно высокая. Туристы, они же — покупатели и посетители кафе и ресторанов на Невском, это на 80% — гости из Москвы и на 20% — из всех остальных регионов России.
«И в Петербурге, в отличие от многих других российских туристических направлений (кроме Сочи), можно и неделю провести, и не все успеть посмотреть. Кроме того, здесь вкусный и недорогой общепит, и масса мероприятий — Алые паруса, фестивали, прогулки на корабликах. Ехать же сейчас, в общем, некуда — в Европу не поедешь, самолетов нет, да и ковид не везде закончился, и дорого. Некоторые хвастаются, что через Финляндию добираются до Милана. Но посмотрите, кого пускают в Финляндию — только с вакцинами от ковида, утвержденными ВОЗ — то есть Пфайзер, Модерна и другими», — рассказывают представители туристического рынка, значит, высокий сезон в Петербурге должен состояться.
Мармеладным проспектом Невский перестанет быть при условии стабилизации ситуации на рынке и появлении иностранных туристов. «То есть, приедут туристы, которые смогут купить не только сладости ребенку, но и национальные сувениры, тех же матрешек, изделия народных промыслов. Средний чек покупки туриста должен подрасти с 500 рублей до хотя бы 2-3 тысяч «, — комментируют представители сувенирной торговли.