Кальяны за закрытыми дверями

Президент Кальянного союза России, хозяйка сети кальянных «Омар Хайям», совладелица кальянного бара «Эксперт Бар», организатор самой большой кальянной выставки России Ася Закатова о правовом вакууме в кальянной индустрии России.

Ася Закатова, владелица сети кальянных «Омар Хайям»

С Асей Закатовой мы встречаемся в кальянной «Омар Хайям» у «Василеостровской. В голубоватом облачке дыма в полумраке можно заметить полную посадку и отсутствие свободных мест. Оказывается, голубоватый дымок — это уже не только табачные, но и травяные смеси, даже зеленый чай. Ася рассказывает, что кальянная индустрия развивается в России с 2016 года, и развивается быстрее, чем во всех остальных странах. Даже быстрее, чем на Востоке, откуда кальян к нам прибыл. В кальянную индустрию пришло диджитал-поколение, и это же поколение стало завсегдатаями заведений. Спрашиваю, может ли быть такое, что кальянные заменили этому поколению пиво? Да, отвечает Ася Закатова, это так и есть.

«Сейчас Россия может гордиться тем, что мы взяли некую культуру и вырастили ее настолько, что даже, например, самая большая кальянная выставка в мире проходит в России», — рассказывает предпринимательница. Приводим ее рассказ о положении дел в отрасли.

— В России больше 300 предприятий, производящих кальяны, кальянные смеси, чашки, кальянный уголь и аксессуары. Только производители смесей в перспективе могут обеспечивать 3,5 млрд. руб. в год отчислений в казну. Аналогичные цифры показывают и производители кальянов и аксессуаров к ним.

По инновациям и технологиям Россия превзошла все мировые страны, в том числе и те, где потребление кальяна считается традиционным. Сюда приезжают любители кальяна и представители зарубежного кальянного бизнеса из США, Бразилии, Европейских стран, из стран Ближнего Востока, Турции для того, чтобы научиться мастерству кальянного искусства, посмотреть и купить продукцию, производимую российскими бизнесменами, договориться о поставках российской продукции. Сейчас, востребованность Российской кальянной продукции настолько высока, что производители из других стран начали подделывать кальяны, размещая на них случайные буквы, написанные кириллицей, чтобы создать впечатление, что кальян был произведен в России.

Элементы кальянной культуры встречаются в Петербурге на каждом шагу

Также в России существует более 1 тысяч специализированных кальянных заведений. Отчисления в бюджет РФ до наступления карантина от них было порядка 6 млрд. руб в год. К работе в кальянных клубах привлечено более 100 тысяч человек. Посетителями кальянных являются совершеннолетние граждане, сознательно выбирающие проведение вечера за кальяном, а не за алкоголем, и таких порядка 5% населения. Кальянные клубы сейчас есть практически везде — от столицы до самого маленького поселка, потому что молодежь, в век цифровых технологий и зависимости от гаджетов, желает общаться в офлайне.

При этом они хотят проводить свой досуг не в алкогольных барах, а в заведениях, способствующих человеческому общению. Специализированное кальянное заведение имеет принципиальное отличие от ресторанов с кальяном. Разница в том, что здесь имеется в виду не наличие или отсутствие еды в заведении, а строгий возрастной контроль.

В специализированные закрытые кальянные клубы запрещен вход лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста. Как правило, посетитель подобного заведения получает клубную карту и подписывает анкету, подтверждая свое осознанное посещение данного заведения и вред, наносимый организму курением.

Однако эти правила, владельцы кальянных создают сами и стараются соблюдать, несмотря на то, что их деятельность совершенно не урегулирована на государственном уровне. Более 80% кальянных живет по этим правилам. Помещения залов кальянных оборудованы мощной приточно-вытяжной системой вентиляции, эти кальянные разработали для себя и пропагандируют в индустрии способы дезинфекции кальянов после каждого употребления, применяются специальные экраны, предотвращающие угрозу воспламенения и так далее.

Кальян перестал быть экзотикой на местном рынке

Все это и многое другое индустрия была вынуждена изобретать, для того чтобы обеспечить своим гостям должный уровень сервиса и безопасности.

Средняя выручка специализированного кальянного заведения зависит исключительно от кальянов. Больше 80% оборота кальянной формируется предоставлением этой услуги.

И очевидно, что чай и кофе, который предоставляет кальянная параллельно с кальяном, без кальяна никому не нужен.

При этом кальянная индустрия никак не регулируется государством. Во-первых, регулирование свел на нет закон о запрете курения в общественных местах 2014 года и затем расплодившаяся практика различного рода «договоренностей» с проверяющими органами, во вторых, пандемия коронавируса, ограничения вследствие которой, введенные в 2020-ом году, и в- третьих — внесение поправок в 15-ФЗ, поставивших крест на возможном выходе из тени кальянных клубов после отмены мер по короновирусу.

В какой-то момент вся индустрия разделилась на два лагеря. Больший, где при зарытых дверях предоставлялись услуги по курению кальяна, и тех (порядка 20%), кто стоически продолжал соблюдать закон. На сегодняшний день ни одно из предприятий, соблюдавших закон не выжило. Индустрия потеряла добросовестных игроков рынка благодаря неразумному запрету на курение кальянов и отсутствие властей посмотреть на проблему «пострадавших отраслей» шире. На данный момент выжившие игроки сознательно нарушают закон, потому что к данному моменту уже 2 года бизнес кальянных должен был бы существовать без источника доходов.

Однако, основной целью закона 15-ФЗ было убрать кальяны из ресторанов и кафе, где могут находиться люди, не желающие ощущать на себе воздействие табачного дыма, где дети могут увидеть кальян и заинтересоваться. По сути, посыл был верным, но росчерком пера, законотворцы подписали смертный приговор и специализированным закрытым кальянным заведениям, которые посещают только люди, которые готовы сознательно проводить досуг за кальяном.

Вариантов честного существования у кальянной индустрии не осталось ни одного. Закрывать бизнес или работать «в черную». И большая часть бизнесменов приняла решение бороться за свои детища, тем более потребность ходить в кальянные у людей никуда не пропала.

Средний возраст участников рынка 24-32 года. Все это, активные творческие люди, молодые предприниматели, которые ежедневно создают уникальные продукты, которые завоевывают сердца во всем мире. Например, русские мастера изобрели кальянные смесь на основе чайного листа (не табачного), и они стали очень популярны в мире. В России даже существует конкурс кальянных инноваций, в котором участвуют изобретатели со всего СНГ. Также в индустрии проходит ряд профессиональных конкурсов. На данный момент кальян в России – это не заимствованная, а самобытная и оригинальная культура.

На данный момент кальянные работают за закрытыми дверями, принимая брони только от немногочисленных «своих гостей», платят «крышам» и терпят убытки, стараясь хоть как-то удержаться на плаву. Отрасль в целом терпит большие убытки. Отчисления в казну за последнее время упали на 20% и стремительно продолжают снижаться. На полузакрытых заведениях стараются поживиться проверяющие службы, а журналисты стараются снять жареный материал про «курительные притоны». Вместо зрелого серьезного открытого, растущего, развивающегося бизнеса, в своей отрасли №1 в мире, Россия получила массу нелегальных заведений, где невозможно оценить соблюдение санитарно-эпидемиологических мер, возрастной ценз посетителей и уровень обслуживания.

Сохранение подобных мер создаст ситуацию, при которой большая часть добросовестных кальянных закроется, а остальная часть полностью маргинализируется. Людям, желающим покурить кальян, придется идти в эти в прямом смысле слова «притоны», потому как выбора сейчас не остается ни у бизнеса, ни у любителей кальяна».

Ася Закатова регулярно направляет чиновникам предложения кальянного сообщества по легализации рынка и внедрению системы сертификации кальянных. «Мы хотим работать в правовом поле. Для начала мы предлагаем чиновникам хотя бы совместно обсудить общие проблемы — мы готовы, но они не идут на контакт», — говорит предпринимательница.

Она и ее коллеги предлагают выделить в Российской классификации бизнеса отдельный ОКВЭД – «деятельность кальянных клубов», внести изменения в законы РФ, дополнив их определениями кальянной индустрии, внести изменения в СанПины, нормы пожарной безопасности с целью детализации требований к помещениям кальянных клубов и прописать требования к помещениям, где могут работать клубы. И даже рассмотреть возможность лицензирования клубов по принципу выдачи алкогольной лицензии. На региональном уровне — принять закон о кальянных клубах.

Ежемесячно в России по данным РБК производится около 30 тыс. кальянов общей стоимостью 150 млн руб., из них в Петербурге — 12,5 тыс. (около 30%). Объем продаж отечественных кальянов составляет примерно 1,8 млрд рублей (540 млн руб. — в Петербурге). Всего в России ежегодно продается около 1,2 млн кальянов.

В Петербурге по данным геоинформационной системы 2 ГИС работает 388 кальянных клуба, среди них Lounge room, сеть Мята Lounge, Royal Smoke, сеть Feromon group, и другие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс