Как бывший спортивный журналист выстроил в Петербурге сеть поминальных кафе под двумя брендами. С 2015 года он провел в них больше 10 тысяч поминальных обедов. Смотрим, как открыть поминальный бизнес за пять шагов с рентабельностью 15%.
В Петербурге работает сеть из 15 поминальных залов под брендами «Помним-любим» и «Поминальная трапеза». Предприниматель Дмитрий Борисов создал их с нуля, придумав концепцию и психологически подготовив персонал. Это гораздо важнее в поминальном деле, чем, например, локация, уверен он.
Прыжок в бизнес
Дмитрий Борисов — журналист с 15-летним стажем. Работал, переехав в Петербург из Новокузнецка, в газетах «Комсомольская правда», «Аргументы и факты,» «Советский спорт», «Спорт-экспресс». В 2009 году решил попробовать себя в бизнесе. Начинал с магазинов «секонд-хенд», затем стал заниматься продажей готовых бизнесов.
«А потом моя жена выиграла грант правительства Петербурга (грантов в 2009-ом году в Петербурге раздали на 200 млн рублей — Ред.) на открытие детского кафе и я стал помогать его развивать. Для кафе сняли помещение. В 2013-ом мы купили помещение под своё кафе в рассрочку.» Это было детское кафе во Фрунзенском районе на Будапештской.
По просьбе клиентов
«Однажды в наше кафе с детским интерьером пришли люди и спросили, проводим ли мы поминки, — вспоминает предприниматель. — Мы говорим — «да, почему бы нет». У нас в тот момент даже поминального меню не было, но мы все приготовили и провели. Через какое-то время ещё обратились с таким же запросом, повели и для них. И я стал думать, почему бы не делать поминки в нашем кафе? Тема интересная, но я понимал, что проводить одновременно поминки и детские праздники — не самая лучшая идея», — говорит Дмитрий Борисов.
Через два года он решил, что нужно делать отдельное поминальное кафе, чтобы поминки действительно не пересекались с детскими праздниками. В 2015 году открыл второе и третье кафе.
Сейчас в Петербурге 15 поминальных кафе, и еще одно открыто в Калининграде по франшизе. «Некоторое время назад запускали заведения в Москве, но так как там я был лишь наездами, то бизнес, в принципе, шёл, но туго. В столице у нас два года существовало 4 кафе, но я их закрыл из-за короновируса и карантина», — рассказывает предприниматель. Теперь в компании планируют открывать кафе в Ленобласти и пригородах Петербурга, на этот раз по франшизе.
Семейный бизнес
У кафе свой стиль, интерьер и, главное, специализация — только поминальные обеды. «У нас нет свадеб и бизнес-ланчей. Наши сотрудники прошли специальное обучение, многие знакомы с похоронным делом, помогают гостям решать попутные вопросы, и работают как психологи», — рассказывает Дмитрий Борисов. «С супругой Ольгой мы четко распределяем обязанности — она занимается дизайном кафе, а я финансами и безопасностью. Стратегию продумываем вместе», — рассказывает Дмитрий о семейном бизнесе.
Есть и собственная система построения кухни, приема заказов, регламент привлечения заказов. Это и продают в качестве франшизы. По словам Дмитрия Борисова клиентов находят через интернет, агентов и сарафанное радио.
«Мы выработали свою систему продаж, определили миссию, — говорит основатель «Помним-любим». — Финансово крепко стоим на ногах. В компании есть своя служба безопасности и два юриста — то есть, создали все условия, чтобы работать самостоятельно».
Помещения и ремонты
Помещения — одно из слагаемых успеха любого заведения общепита, чаще всего рестораторы ведут его в арендуемых помещениях, оставив себе пространство для маневра. Но Дмитрий Борисов предпочитает покупать помещения. «Чаще всего в рассрочку, беру для этого кредиты, часть помещений у меня в залоге», — рассказывает он. Делается это для того, чтобы не зависеть от собственников, которые, во-первых, узнав, что кафе именно поминальное, могут не захотеть предоставлять помещение в аренду, во-вторых, могут запросить большую цену, а в третьих- с случае каких-то разногласий с жильцами легко откажутся от договора и кафе с заказами может оказаться на улице.
Сколько стоит
Открытие одной точки стоит по-разному, рассказывает предприниматель. «Например, в этом году мы открыли большое кафе площадью 270 м2 на пр. Непокоренных, инвестиции в него составили 8 млн, сюда вошел и перенос электрических сетей. Есть еще большое помещение — на пр. Гагарина — 350 м2. Окупаемость инвестиций в помещения, которые могут стоить и 25 млн, и 35 млн кредитных денег, разная. Обычно за 5 лет помещения окупаются, уточняет Дмитрий и вспоминает ковидное время, когда общепит закрыли на 4 месяца, кафе простаивали, а оборот предприятия сократился в 25 раз, но кредит Сбербанку нужно было платить. «У нас было два кредита, я обратился в банк и пробил там третий, под 13%, это помогло выйти из сложной ситуации и продержаться. В июле общепит открылся и это спасло бизнес», — рассказывает предприниматель.
Дмитрий вспоминает сложные случаи с ремонтом: посредине помещения, которое должно было стать поминальным залом, проходили трубы с высоковольтными проводами, которые питали лифты и подъезды дома. «Просто обрезать их было нельзя, они все под напряжением. А нам очень мешала колонна с проводами в центре зала, — говорит он — два месяца мы добивались разрешения, потом привлекли специализированную фирму, которая занимается согласованиями и электричеством, и они все аккуратно переносили в течение месяца. Работать надо было быстро, потому что мы обесточивали подъезды.
В итоге все прошло благополучно. Одна такая услуга стоила почти полмиллиона рублей. Плюс еще вентиляция, пожарная сигнализация, оборудование и сам ремонт», — раскрывает, на что пошли инвестиции, владелец кафе.
В какие-то помещения для запуска можно вложить всего 1,5 миллиона. В эту сумму вполне может войти оборудование, новая мебель и полноценный ремонт. «Но сейчас уже это стоит дороже», — уточняет экономическую ситуацию после 24 февраля Дмитрий Борисов.
Меню
В меню кафе ритуальные блюда — кутья, блины, пирожки. «Меню подстроено под нынешние реалии, есть и постные блюда, кроме меню по православному обряду, есть иудейское и мусульманское меню», — уточняет основатель кафе. Кухни работают примерно при половине заведений, в другие кафе привозят готовые блюда. В зависимости от загруженности на каждой кухне трудятся по 3 повара и 2-4 официанта в зале, которых могут распределять между кафе. Средний чек одной поминальной церемонии — 25 тысяч рублей, это примерно 1,7 тысячи рублей на одного посетителя. Рентабельность точек владелец оценивает примерно 10-15%.
Не локация, а психология
Локация — в бизнесе поминальных кафе не так важна, считает их основатель. «Вот мой друг по бизнес-клубу, где мы вместе состоим, Паша (Павел Крупин, владелец сети Vлаvаше — Ред.) — у него локация — это главное, быть на потоке. У нас — поход в наше кафе — это, скорее, редкий эпизодический случай. Важнее — узнаваемость бренда. Многие клиенты возвращаются или приходят по рекомендации», — рассказывает Борисов. Гораздо важнее — психологическая подготовка персонала, на специальных тренингах сотрудников учат с сочувствием относиться к клиентам. «Официанты, администраторы должны прямо тонко чувствовать людей. «Кинуть» еду на стол и уйти — это не про них. Кроме того, клиенты часто хотят вообще побыть за столом без посторонних, даже без официантов», — говорит владелец «Помним-любим».
Соседи
Не все жильцы домов, где располагаются ритуальные кафе, рады такому соседству. Так, у одного кафе в доме на наб. реки Смоленки был конфликт с жильцами. Они не хотели, чтобы мимо гуляющих детей во дворе проходили печальные люди, высаживающиеся из заказных автобусов. Но со временем конфликт удалось погасить.
«Сейчас там висит вывеска, как и висела. Жильцы поутихли. Они же видят, что никому вреда такое соседство не принесло, — комментирует Дмитрий. — Просто среди жильцов находится один человек, у него свое собственное отношение к поминкам, и он начинает мутить воду. А все проверки говорят, что мы ничего не нарушаем».
Рынок
В Петербурге достаточно много заведений общепита проводит поминальные обеды и трапезы.
Только геоинформационная система 2ГИС дает 813 кафе и ресторанов, предоставляющих такие услуги. Также многие ритуальные службы оказывают услуги по проведению поминок. На сервисе RestoClub есть специальный раздел «Кафе для поминок в Санкт-Петербурге». Здесь кроме «Помним-любим» и «Поминальной трапезы», есть банкетный зал Lux, «Рыба на даче», «Верона», «Беринг», «Зефир» и так далее, всего 72 заведения.