Какая она, поддержка малого бизнеса в Петербурге

В пространстве «Среда» на Конногвардейском бульваре, по соседству с офисом «Единой России», прошла встреча, посвященная поддержке малого бизнеса. О чем говорили и какими бедами делились предприниматели: иранский салат на границе «висит» 4 недели, а цены у поставщиков продовольствия для общепита тем временем растут на 20-80%. Многие отрасли малого бизнеса, например, российскую кальянную индустрию, оказывается, самую крупную в мире, власти не замечают, и даже не сняли с нее ковидные ограничения. А дешевых хороших продуктов много в Дагестане, но продать их в Петербург невозможно.

Ася Закатова, спикер кальянной индустрии, спросила собравшихся, почему игнорируют сектор, который представляет 400 кальянных в Петербурге

Рассказать об усилиях правительства города и послушать бизнес пришли председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию (КЭПИСП) Валерий Москаленко, депутаты ЗакСа Петербурга Ирина Иванова, Дмитрий Панов и Михаил Барышников, бизнес-омбудсмен Александр Абросимов, зампред КППИТ Сергей Кузин. Из предпринимателей в президиуме оказался Виталий Свидовский, сооснователь сети «Теремок».

Сначала было много цифр. Ими поделился от имени правительства города Валерий Москаленко.

Ежедневно в правительстве делается обзор санкций и оценивается степень их влияния на петербургские предприятия. Отличие нынешней ситуации в том, что в пандемию не было разрыва цепочек, сейчас их множество во всех сферах экономики. Тем не менее, в Петербурге работают 3,2 млн человек, а в потребительском сегменте — самая большая занятость. Первоочередные меры поддержки достались промышленности — это 400 тысяч занятых и 56% налоговых поступлений в бюджет.

Степень локализации промышленных производств в Петербурге неоднородна — степень локализации составляет от 10 до 70%, меньше всего зависят от импорта предприятия оборонно-промышленного комплекса, здесь трудится более 100 тысяч. Средняя зарплата в промышленности 68 тысяч рублей. Автопроизводители не обеспечили локализацию и находятся в состоянии вынужденного простоя.

В числе мер поддержки — налоговые льготы: промышленность на УСН будет платить 1% от доходов или 5% от доходов минус расходы. Промышленники также могут вернуть 100% расходов на НИОКР за счет налогов. В IT-секторе города работает 1804 компании. Они не являются производителями конечного продукта, а их заказчики чаще всего находятся зарубежом — отсюда так распространившаяся релокация. Но уже есть меры поддержки отрасли и они сработают.

Объем строительных работ в Петербурге за 2021 год составил 460 млрд рублей, при том, что 160 млрд рублей — это деньги бюджета Петербурга и федеральные. Отрасль держится за счет жилищного строительства — поэтому важна программа льготной ипотеки. В Петербурге ее будут давать на сумму до 12 млн под 12% годовых — это, возможно, поддержит отрасль в городе. В строительстве занято 130 тысяч человек. В то же время принято решение о пересчете всех госконтрактов в строительстве, вводится авансирование 50% по госконтрактам, срок оплаты сокращается до 7 дней.

Предложения власти

Удивительно, что правительство рассчитывает и на иностранный туризм, о чем сообщил Валерий Москаленко. В городе будут открыты прямые авиалинии, минуя Москву. «Мы должны обеспечить для города туристический поток. Есть предложения возобновить электронные визы — предлагать их дружественным странам. Вся эта история сейчас рассматривается», — отметил чиновник.

Пассажирский порт, видимо, может не работать в полную силу несколько лет. Правительство должно обеспечить сохранность коллектива и объекта, здесь работает 8 тысяч человек и около 20 стивидорных компаний. Им предложат субсидию в виде МРОТ. Ирина Иванова на встрече сделала конкретное предложение КИО — сохранять имеющиеся договоры с бизнесом, а не расторгать их, тем самым сохраняя рабочие места. Разворот в сторону промышленности правильный, но каждый промышленный сектор обслуживает тот или иной потребительский сектор, депутат предложила помнить об этом. В логистике теперь следует надеяться на сообразительность малого бизнеса.

Александр Абросимов высказал мнение, что нужно все-таки вернуться к сохранению городского бизнес-инкубатора на ул. Седова, который прекратил существование 3 года назад, но там продолжают работать 190 компаний. Их в настоящий момент выселяют.

Александр Абросимов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Петербурге

Также омбудсмен высказал обеспокоенность, что до сих пор не определен список отраслей, которые наиболее пострадали от санкционного давления по примеру ковидного периода. Например, кинопрокат — у него просто нечего показывать и он тихо умирает. Эти отрасли нужно определить по кодам ОКВЭД. И нужно расширять список тех, кто может быть отнесен к малому и среднему бизнесу, чтобы они могли пользоваться мерами поддержки.

Дмитрий Панов, не только депутат, но и координатор «Деловой России» по Северо-Западу, в свою очередь отметил, что в первую очередь нужно развивать государственные закупки и платежеспособный спрос — деньги у государства есть. Цены нужно оперативно индексировать. Но у государства еще остались долги по госконтрактам перед предпринимателями, и их нужно немедленно погасить. Нужно также пересмотреть критерии системообразующих предприятий, которые пандемия существенно потрепала. «На 20% снизил бы критерии», — отметил Панов.

Кроме того, есть и давняя проблема: предпринимателям нужны кредиты — но залог мало того, что оценивают «по рынку», затем дисконтируют эту стоимость и дают обычно в виде кредита — 50% от запрашиваемого. Нужно дисконтировать не более 20%, настаивает депутат.

Не видят, не замечают

И тут раздался голос бизнеса. Сначала слово взял представитель транспортной сферы — он возмутился, что эта сфера невидима в Петербурге. «Мы что, невидимые?», — спросил он. Ремонт и саморемонт большегрузных автомобилей за последний месяц вырос в два раза, ни одного кредита или займа он получить так не смог — деньги в фондах лежат и обесцениваются, если они не нужны, нужно разрабатывать новые критерии, чтобы бизнес мог ими воспользоваться.

«Ничто не перемещается в стране по воздуху само собой, доля в ВВП автотранспорта — 18%, в отрасли работает 6 млн большегрузных автомобилей, но машинам, которым более 10 лет — их 3,8 млн. Все машины иностранные, и запчастей к ним сейчас нет», — рассказал представитель отрасли.

Но в компетенции города — прежде всего городской транспорт, ответил ему Москаленко, и запускаемая транспортная реформа, где также есть проблема с комплектующими и проблема с тем, что большинство городских автобусов находится в лизинге, и — уже под 24%.

Мы махонькие, но мы бизнес

Ася Закатова, представитель кальянных клубов, которых в Петербурге более 400, также высказала замечание, что сфера кальянных — в России выпускается 90% кальянов всего мира, невидима для правительства и организаторов мер поддержки. «Мы махонькие, по сравнению с большими табачниками, мы незначительные, но мы предприниматели, — сказала Ася Закатова, — а с отрасли до сих пор не сняты антиковидные ограничения».

Янина Гришина, руководитель РОО «Содействие малому бизнесу», отметила, что самый главный ресурс для бизнеса — это время, отрезок времени между заявленными мерами и воплощением мер в Петербурге очень большой — уже прошло больше месяца, как меры поддержки заявили, но документа об этом нет. Что касается запрета на проверки, сейчас входу у чиновников проверочные мероприятия, о результатах которых предпринимателю не сообщается и спустя, несколько месяцев он может узнать, что в результате такого мероприятия его договор с городом расторгнут.

Янина Гришина, РОО «Содействие малому бизнесу» (справа)

Салат на границе

Продукты для общепита у поставщиков подорожали от 20% до 80%, сообщил Виталий Свидовский, и заметил, что не сможет ничего продавать по таким ценам. «В розницу я не могу их поднять, меня закидают помидорами, но бесконечно не поднимать цены я тоже не могу«, — отметил спикер и попрекнул коллег, что нельзя сейчас использовать ситуацию для спекуляции. Норвежская рыба взлетела на 100%, и мурманская вслед за ней тоже взлетела в цене. Общественное питание — это не просто еда, мы уже отошли от первобытно-общинного строя, когда мы наслаждались просто куском мяса, отметил совладелец «Теремка». «Поэтому мы сформировали 35 предложений, собирали их 2 недели, и отправили в адрес правительства Петербурга. Компаниям, которые платили исправно налоги, нужно дать сейчас субсидии», — считает Виталий Свидовский.

Иранский салат на границе «висит» 4 недели, поделился примером Дмитрий Панов. Поэтому поставщики стали хеджировать риски и закладывать 20% своих рисков в цену товара. И доверие пропало между контрагентами — все просят 100%-ое авансирование.

 

Продукты из Дагестана

И тут слова попросила скромная женщина в платке, представившись как Аида, владелица ресторана по соседству на Конногвардейском бульваре, «Тетя Аида», который работает 32 года. «Я никогда не жаловалась, ничего не просила ни у кого, 90-ые годы прошла», — рассказала ресторатор.

Предпринимательница родом из Дагестана, где рано созревает урожай, мясо есть, барашки есть, овощи, картофель, персики, черешня — все растет и снимают по два урожая в год, но продукцию дагестанских фермеров не хотят брать в крупных российских городах, со сбытом большая проблема, хотя продукты в два раза дешевле, чем здесь. «Почему бы людям из Дагестана не разрешили бы привозить и сдавать свою продукцию в Петербурге, может быть, как-нибудь поможем это сделать?». Аиде Абдулкадыровне тут же сообщили, что логистика, транспортные издержки, убьют дружелюбные дагестанские цены, но тут же у нее несколько бизнесменов взяли контакт.

Аркадий Штейн, владелец компании «Макароника» и Дмитрий Якушин, основатель федеральной сети кафе мороженого Piccolo, хотели привлечь внимание к проблеме арендных ставок в торговых центрах, администрация которых по-прежнему привязывает ставки для магазинов и островков к курсу доллара, а в ТЦ закрылось множество магазинов западных брендов, трафик упал в разы, а из договора остающимся арендаторам не выйти. «Свое дело плюс» рассказывало об этом в материале «Островки хотят на волю без потерь». Депутат Ирина Иванова, глава комиссии ЗакСа по экономике, собственности и предпринимательству, предложила организовать круглый стол с администрациями торговых центров.

Мнение

Олег Куксов, председатель правления «Союза ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей «Регионы»: » Видимо, ещё не очень власти припекло — все по-старому, собирают данные и мнения, которые потом ни на что не влияют. Всё изменится. Со временем. И, самое главное, чиновники должны поменяться. Не могут те же самые люди работать в кардинально изменившихся условиях. Они же раньше подбирались по принципу родственных и дружеских связей, а не умению. И, потом, с них никто не спрашивал реальный результат. Отвечали за процесс количеством бесполезных заседаний».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс