Импортер бытовой техники: «В европейских портах грузы стоят уже месяц»

Как складываются дела у российского производителя и импортера бытовой техники с контрактным производством в Китае: грузы замерли в европейских портах, а Китай теперь требует предоплату производства. И доллары туда не доходят. Надо переходить на юани — делает вывод производитель. Другие контрактные производители рассказывают о своих новых подходах в работе с Китаем.

Грузы в порту Роттердама обрабатывают очень медленно

Петербургская компания Garlyn развивает контрактное производство бытовой техники в Китае и России и под одноименным брендом продает товары по всей стране. Работает с 2016 года, годовой оборот компании приближается к 1 млрд рублей, здесь занято 90 сотрудников. Производит кофеварки и кофемолки, блендеры, мясорубки, роботы-пылесосы и варочные панели.

В России продажи идут онлайн, на сайте компании, через маркетплейсы и сетевые магазины, в Москве и Петербурге работает шоу-рум. Компания развивает быструю доставку и ремонт, открывая сервисные центры. Через видеоинструкции на Youtube обучает пользоваться техникой.

«Для быстрого ремонта у нас есть договора со 150 сервисными центрами, — рассказал Олег Машинистов, генеральный директор компании. — Осуществляем полное сервисное обслуживание: от смены запчастей, до ремонта электроники».

Но с введением санкций у компании начались проблемы с логистикой.

Дефицит пришел

«Все грузы, которые идут морем, транспортируют через европейские порты — обычно это Гамбург и Роттердам -они стоят там уже месяц, — рассказывает Олег Машинистов. — На обработку грузов большие очереди. Все, что должно было уже прийти к своим заказчикам, стоит. Выпустили из этих портов всего 5% товаров, идут проверки, но очень медленные».

Олег Машинистов, глава компании Garlyn

Таким образом, сбои в логистике спровоцировали дефицит товара, позиции некоторых товаров заканчиваются.

«Особенно мы чувствовали это первые две недели — люди начали скупать технику, — говорит Олег Машинистов. — Но стоит заметить, что любой товар есть, но ждет выхода из порта. Часть морских перевозчиков, например, Maersk, остановили сотрудничество с Россией. Поэтому также все сильно замедлилось. Часть товаров у нас сезонные — например, сушилки для овощей и фруктов — они продаются месяц-два в начале сезона. И если ситуация затянется, производители могут остаться с этим не проданным товаром.

Китайцы запаниковали

Вторая сторона сегодняшней ситуации — китайские заводы — наши контрактные производства, запаниковали, и все условия оплаты были изменены на ходу, даже на тот товар, что был уже в пути. Обычно груз подъезжает к Петербургу — и мы его оплачиваем. Теперь заводы говорят — мы ничего не будем производить, пока не внесете 100% предоплату. Не хотят принимать оплату даже на этапе доставки груза в Роттердам, не хотят принимать оплату, только перед началом производства. Или мы ничего не будем производить, говорят они.

А производители ведь «сидят» на кредитах. И ситуация простая: товар закончится, а новый не произведен. Надо как-то договариваться.

Раньше предоплата за товар была 30%, потом доставка груза и мы покрывали остаток. А сейчас надо оплатить все сразу. При этом ставка по кредитам поднялась, были под 10%, сейчас 25% минимум.

Никто не видел

Про субсидированные кредиты от правительства под 8.5% и 15% — все о них говорят, но их никто не видел, то есть фактически деньги на счета компаний еще не поступили.

У нас счета в ведущих банках. Как только получу такой кредит — оплачу работу контрактного производства. Но нужно понимать, что рост ставки по кредиту автоматически ведет к удорожанию и конечного продукта, и сервиса.

Предзаказ и фанатизм

Сейчас некоторых позиций, представленных на сайте компании, нет в наличии. Но покупатель может оформить предзаказ, и тогда мы сделаем скидку при полной оплате товара. Если покупатель не хочет предоплачивать товар, то может подождать, но, возможно, вернее, не возможно, а точно, товар будет по полной стоимости.

Что будет, если вообще не доставим товар? Нет, такого не может быть, мы — фанатичная компания, в лепешку расшибемся, но товар доставим.

Если говорить о бизнесе — то лучше дать скидку покупателю, чем брать деньги в банке под 25% годовых — это мое мнение.

Переходим на юани

Имеются сейчас и трудности с переводом денег — доллары в Китай не отправить. Перевели в Китай — китайский банк отправил их обратно. Потому что там увидели в названии банка букву «о» и подумали, что этот банк под санкциями. И отказали в переводе.

Обратно деньги тоже пока не пришли — они идут через банк-корреспондент в Нью-Йорке. Поэтому в дальнейшем мы, видимо, перейдем на оплату в юанях.

Последние два года в бизнесе было все хорошо, товар нормально продавался, мы выстраивали клиентский сервис, обучали персонал. Были настроены оптимистично — бренд развивался и старался опережать другие российские бренды бытовой техники. Сейчас мы, как и все российские компании, столкнулись с серьезными внешними вызовами, но рассчитываем, что накопленный запас прочности и наш клиентоориентированный подход помогут удержать завоеванные позиции и даже увеличить долю рынка.

Рынок

Среди российских брендов бытовой техники, которая производится в азиатских странах, известны Redmond, Vitek, Rolsen, Bork, DEXP (принадлежит DNS), Leran, Бирюса и другие.

Первые официальные детали новых санкций вчера озвучила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, среди них, запрет российским судам заходить в порты ЕС, запрет на работу в ЕС транспортным компаниям из России и Белоруссии, запрет на экспорт в Россию полупроводников и продукции машиностроения, в том числе транспортного, на 10 млрд евро, отдельные запреты на импорт из России на 5,5 млрд евро, и другие. Это значит, что логистические проблемы будут увеличиваться.

Железной дорогой

Другие российские владельцы контрактных производств оценивают ситуацию чуть иначе: «Трудностей нет, все работает, — говорит Антон Паремский, основатель ООО «Сварочные технологии», которое с помощью контрактного производства в Китае выпускает промышленный инструмент. — Я давно отказался от такой схемы — транспортировки грузов через европейские порты, не потому что что-то предвидел, просто железнодорожный транспорт был удобнее для нас — морем через Владивосток и затем железной дорогой.

Антон Паремский, глава компании «Сварочные технологии», работает с китайскими производствами с 2009 года

Есть ухудшение в работе с Китаем, фабрики перешли на предоплату до выхода груза, там, где раньше были отсрочки. Многие фабрики работают целенаправленно на страны СНГ. И доля покупателей из Украины была до 30%. И сейчас это произведенный и не оплаченный товар, товар в море, ну и отсрочка которую уже им не оплатят. В связи с этим возможны сложности в поставках», — рассказывает предприниматель.

Однако на предложение везти груз через Владивосток и потом железной дорогой есть такой ответ: во Владивостоке может быть очередь, а ЖД не вариант потому, что товар надо платить до забора груза. В этом случае логично везти через Европу, даже если большое транзитное время доставки — это для покупателя как дополнительная отсрочка.

Нужна программа для импортеров

«В виду увеличившейся финансовой нагрузки на импортёра, хорошо было бы придумать господдержку в этой сфере. Потому что импортёры из мелкого и среднего бизнеса обеспечивают поставку огромного количества товара повседневной необходимости»- говорит Антон Паремский.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс