Компании петербургского легпрома провели встречу с представителями ЦРПТ, оператора системы «Честный знак», на которой обсудили сложности, которые испытывает отрасль с связи с маркировкой. Самое главное: бизнес не хочет оплачивать исследование товарных и денежных потоков, которое по сути, вероятно, проводит государство, внедряя маркировку. Бизнес также просит отменить маркировку товаров в связи с санкционным давлением или сохранить ее выборочно: для лекарств, алкоголя, шуб и табака.
На встречу, которую организовал Союз производителей изделий легкой промышленности (СПИЛП) и которая состоялась в шоу-рум группы компаний «Леди Шарм» на Большом пр. ВО, приехали представители Минпромторга и «Честного знака» — начальник отдела маркировки и легализации оборота продукции Минпромторга Вадим Дерунов, а также представитель Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), оператора системы «Честный знак», руководитель товарной группы Анна Петрушина.
Москвичи привезли красивую презентацию, в которой на ярких слайдах представили разъяснение о том, как работает система маркировка. Как им казалось, на многие вопросы, которые для подготовки встречи, присылались в ЧЗ заранее, ответы были предвосхищены. Однако представители компаний — производителей, среди которых были «Леди Шарм», Pompa, «Петербургский стиль», ФНО «Меркурий», сеть магазинов одежды «Монплезир» и другие, задали неожиданные вопросы и высказали множество претензий.
Претензии
Главную претензию, которые высказывали предприниматели, можно сформулировать так (ее весьма эмоционально высказала Ирина Миронова, директор Модного Дома «Леди Шарм»): почему российские производители должны оплачивать желание государства узнать больше о потоках контрафактной продукции и заплатить за это, лишив покупателей адекватных цен на свою продукцию, а себя прибыли?
Почему невозможно сделать так, чтобы техподдержка «Честного знака», это предложила Ирина Миронова, заменила бы IT-отделы всем предприятиям легкой промышленности — участникам маркировки, а также торговым предприятиям? Ведь для производств маркировка и так — накладное дело, в компаниях нанимают до трех программистов, у которых зарплата — 150-170 тыс. руб., тратят средства на покупку оборудования и программы, а также на сами марки (60 копеек за знак).
На это Анна Петрушина предложила чаще обращаться в техподдержку системы.
Николай Хохряков, генеральный директор компании Pompa, согласился с тем, что маркировка была задумана, как способ отсечь контрабанду. «В России в легкой промышленности работают 152 тысячи компаний и изделия легпрома продают 80% ИП. Но сейчас при ввозе товаров подняли порог ввоза до 1 тысячи долларов, и это может помочь небольшим магазинам делать месячный оборот до 500 тысяч рублей. Особенно тем, которые располагаются на рынках, таких как «Садовод» и «Люблино» в Москве и Апраксин двор в Петербурге, где далеко не все товары промаркированы и это не мешает их продавать», — сказал директор компании.
Представители ЧЗ рассказали в свою очередь, что маркировка в странах ЕАЭС частично уже введена и где-то уже маркируют товары. В других странах содружества — маркировка планируется.
Так, например, в Беларуси, Казахстане и России обязательной маркировке и прослеживаемости подлежит подакцизная алкогольная и табачная продукция. В Беларуси, Киргизии и России – продукция животного происхождения, в Армении маркируются 42 группы товаров. В Киргизии к маркировке изделий легпрома только готовятся.
В каких же странах
Однако предприниматели настойчиво продолжали спрашивать представителей «Честного знака» и Минпромторга, в каких странах, кроме стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), внедрена маркировка? Гости старательно уклонялись от ответа и в конце концов на него ответила Ирина Валерианова, основатель сети магазинов женской одежды «Монплезир».
«Такой маркировки не придумано ни в одной стране мира, кроме России, и теперь стран ЕАЭС, — сказала Ирина Валерианова, которая работает с производителями одежды в Италии, Турции и Китая. — У России на границе есть 400 пунктов въезда и пропуска товаров. Неужели оснастить их специальным оборудованием, выявляющим контрафакт, стоит дороже, чем внедрение системы маркировки 6-ю миллионами ИП, тысячи из которых уже разорены», — спросила Ирина Валерианова. Кроме того, немаркированный товар реализуется на 100 российских оптовых рынках и адреса их известны всем контролирующим службам.
Для пользы государства
Предприниматели рассказали также о сложностях самой программы, о том, как вынуждены привлекать специалистов для ее освоения, при этом затраты им не компенсируют, хотя в результате внедрения маркировки пользу получает, в том числе, государство.
Отдельно возник вопрос, сколько пользователей скачало приложение «ЧЗ» для того, чтобы с его помощью приобретать качественные товары. Ответ представителей ЧЗ был такой — 6 млн пользователей. «Ребята, да это мы и есть, — отметил Сергей Щербаков, генеральный директор обувной компании «ФНО «Меркурий», — в РФ как раз 6 млн ИП, они и пользуются «Честным знаком».
Простои
Много на встрече обсуждали также возможность введения в оборот маркированных товаров при обрыве связи и отсутствии интернета. Елена Егорова, заместитель директора розничной сети магазинов «Леди Шарм», рассказала, как отсутствие связи заставило некоторые магазины сети простаивать по 9 дней, и понести убытки, так как продавать маркированный товар без интернета теперь невозможно — его нужно вводить и затем выводить из оборота. «Стоит перед прилавком покупатель, хочет купить товар и я продать не могу. Так мы теряем прибыль», — сказала Елена Егорова.
Немало волнений также доставляет бизнесу платформа Wildberries — ее руководители не считают себя участниками оборота маркированных товаров, и потому не вводят и не выводят товар из оборота, тем самым ставят в затруднительное положение своих поставщиков — производителей маркированных товаров. В «ЧЗ» знают о проблеме, и уже ведут с WB переговоры. Кстати, участниками системы маркировки не являются и курьерские службы доставки, и также другие платформы. Эта тема прорабатывается.
Не только учетная система
В итоге, предприниматели пришли к выводу, что «Честный знак» — возможно, это не только учетная система, какой ее пытаются представить, а информационный ресурс, и работу этого ресурса, его разработки, должен оплачивать бизнес с помощью своих IT — отделов. «Час работы IT-специалиста стоит от 3600 рублей», — отметила представитель ассоциации сертификации «Русский регистр».
Каким ожидался экономический эффект от внедрения маркировки в министерствах и ведомствах? На этот вопрос также не прозвучало ясного ответа, кроме того, что «незаконный оборот сократился». «В мехе обелили рынок в 10 раз, — отмечали предприниматели, — шубы — дорогой товар и маркировка там действительно необходима». Как она необходима также товарам, непосредственно влияющим на жизнь и здоровье людей — детскому питанию, лекарствам, алкоголю, молочной продукции и пр.
Больше всего участников встречи волновал вопрос — когда закончится «эксперимент» с маркировкой.
Почему так много вопросов возникло именно у представителей легкой промышленности — потому что у табака 5 артикулов для маркировки, а у легкой промышленности — 800, пояснили владельцы предприятий.
PS. Сообщение от пресс-центра ЦРПТ, оператора системы «Честный знак»:
Производители товаров легкой промышленности обсудили маркировку на встрече с Минпромторгом России и ЦРПТ
В Санкт-Петербурге 25 марта состоялась встреча с представителями легкой промышленности, посвященная маркировке товаров. В ней приняли участие Министерство промышленности и торговли России, Центр развития перспективных технологий и представители Союза производителей изделий легкой промышленности (СПИЛП).
На встрече обсудили реализацию маркированных товаров через интернет-магазины, уменьшение трудозатрат при работе с системой, а также то, как устроена маркировка продукции в других странах.
«Практика тесного сотрудничества с отраслевыми союзами и ассоциациями уже показала свою эффективность в решении касающихся маркировки вопросов, которые возникают как у крупных участников оборота товаров, так и у индивидуальных предпринимателей. На первой встрече со СПИЛП были даны рекомендации по регистрации товаров в системе маркировки, обороту и выводу товаров с применением контрольно-кассовой техники, оптимизации затрат», — сказала в ходе выступления региональный представитель ЦРПТ, руководитель товарной группы «Обувь/Легпром» Анна Петрушина.
Минпромторг России, представители бизнеса и ЦРПТ договорились проработать все волнующие предприятия вопросы и организовать новые совещания в дальнейшем.
«У отрасли возникали вопросы, которые нужно было обсудить, поэтому мы совместно с Минпромторгом России и ЦРПТ организовали очную встречу и пригласили на нее компании, производящие обувь и товары легкой промышленности. Это «Леди Шарм», Pompa, «Петербургский стиль», ФНО «Меркурий», сеть «Монплезир» и другие», — отметила директор СПИЛП Светлана Молчанова.
После встречи состоялась поездка на производственную площадку компании «Элегант» в городе Гатчина. Минпромторг России и ЦРПТ взяли в проработку вопросы, связанные с внедрением маркировки на предприятии.
Основная цель создания системы маркировки прослеживаемости — снижение доли нелегального оборота товаров легкой промышленности. Для государства — снижение нелегального оборота продукции на территории РФ.