Как частная инициатива превратилась в глобальный арт-проект: музыкант и продюсер из Рыбинска Митя Кузнецов способствовал открытию «Музея старинной вывески под открытым небом» и это сделало город настолько интересным для туристов, что блогеры Юрий Дудь и Илья Варламов сделали о нем свои репортажи, не говоря уже о федеральных телеканалах. Десятки администраций обращаются к Мите с просьбой «прописать художественный код» и для их городов, и вот организатор музея уже в Петербурге, осматривает Никольские ряды.
Музыкант из Рыбинска (город в Ярославской области с населением 200 тысяч) Митя Кузнецов, а также продюсер и организатор концертов, делал как-то афишу в старинном стиле, под середину 19 века. Было это примерно 4 года назад. Афиша понравилась и привлекала внимание, и музыкант начал изучать фотографии старинных вывесок. В Рыбинске как раз сменилась власть и пришел новый мэр. И Митя вместе с группой художников внесли в мэрию пакет предложений по развитию в городе туризма. «Взять и во всем историческом центре заменить вывески на старинные, восстановить, как было, именно с учетом технологий того времени, — рассказывает об идее организатор проекта «Музей старинной вывески под открытым небом». Проект приняли — на его реализацию понадобилось три года. За основу взяли эстетику 19-го века — время расцвета 950-летнего Рыбинска.
Стекло и дерево
Поначалу в эксперименте участвовал только центр Рыбинска, его Красная площадь, Митя разработал дизайн, первые экспериментальные вывески были исполнены в пластике, а потом ему удалось убедить администрацию, что нужно использовать натуральные аутентичные материалы — кровельное железо, натуральные краски, дерево, стекло. Делали оцинковку, использовали багет. Первую вывеску заказала букмекерская контора, обошлась она примерно в 70 тысяч.
Сейчас в исторической части города установлено примерно 60 старинных вывесок, предприниматели, владельцы кафе, магазинов, парикмахерских, офисов, не сразу, но меняли их, город выделил субсидию, которая покрывала часть затрат по использованию исторической вывески.
«Сначала, конечно, было сопротивление, отторжение, — рассказывает Митя Кузнецов, — потом они увидели реакцию туристов, покупателей, как они делают сотни селфи на фоне их и соседских вывесок и выкладывают их в Инстаграм, и спрос на товары, и трафик начали расти. Прошло 2 года и теперь все благодарны за такую находку. Пошли корабли, и они стали чаще останавливаться в Рыбинске, — говорит Митя, — летом на улицах было так людно, как на курорте где-нибудь в Сочи».
Параллельно в Рыбинске был приняты изменения в городских правилах благоустройства и использования рекламных конструкций, сделаны все согласования, вопросы проработали юристы.
Сейчас в городе такие вывески изготавливают и устанавливают примерно 10 рекламных агентств. Митя Кузнецов рассказывает, что для создания вывесок он привлекает и рекомендует агентствам брать на работу скорее не дизайнеров, а художников. «Проект создан во многом для того, чтобы раскачать творческих людей, — делится мыслями организатор, — Задача проекта — поднять традиции чрез призму русского исторического кода».
С Митей работает, например, Нина Матвеева, художник — бутафор местного драматического театра. Он сам (ИП Дмитрий Кузнецов) и его команда следят за правильным использованием технологий, чтобы вывески оставались «подлинными». «Конечно, не все сразу было так гладко, рекламные агентства не всегда справляются и сейчас, не все понимают идею, но они пытаются, и в целом, город изменился и привлек к себе внимание», — подытоживает плоды своих трудов Митя Кузнецов. Кстати, вывески утверждает комиссия при департаменте архитектуры города, куда входят также музейные работники, она же следит за дореформенной орфографией на вывесках.
Никольские ряды
Такие вывески, аутентичные городу, уже попросили сделать Тула, Липецкая и Тверская области. И вот позвал Петербург – а именно, управляющая компания Miles&Yards, занимающаяся комплексом «Никольские ряды», пригласила Митю Кузнецова, изучить пространство бывшего Никольского рынка, которое постепенно превращается в общественное пространство. Никольские ряды (9700 м2) уже после снятия ограничений, за лето, стали точкой притяжения петербуржцев и туристов: во дворе комплекса проводили ярмарки хэнд-мейда и гастрономии, здесь выступали музыканты и артисты, проходили уличные фестивали и просто появилась зона для отдыха, которая необходима мегаполису.
Почему бы не попробовать привить городу вкус к историческим вывескам — ведь тип здания «гостиный двор» мог бы идеально подойти для такого решения, рассуждают в Miles&Yards. Таким образом, Митя Кузнецов в настоящий момент находится здесь как эксперт и куратор.
«В России, в 19 веке, реклама была крупной, заметной, призывала завлекать, своим размером и через традицию, через искусство, интересные вещи обыгрывали живописью», — говорит Митя Кузнецов и он уверен, что все это нужно и современному историческому пространству городов.
Кстати, организатор музея под открытым небом ездил изучать вывески в разные города мира. «Например, в Лондоне, там отличное сочетание старого и нового, есть современный код и одновременно там бережно хранят вывески 18 века. Дерево, из которого они сделаны, почти труха, но его принято сохранять до последнего. Также читается старинная подача рекламы».
Мнения
Роман Шайхайдаров, член правления Ассоциации Малых Предприятий Наружной Рекламы»: «Проект интересный, но, как мне кажется, у него не много шансов быть согласованным петербургским комитетом по градостроительству и архитектуре (КГА). Но если проект эстетически адаптировать к Петербургу, реализовывать с привязкой к истории и архитектуре, которая все-таки первична для города, учитывать петербургские фасады, ведь у нас гораздо роскошнее архитектура, чем в Рыбинске. По новым правилам размещения наружной рекламы такие проекты будут обсуждаться на отдельной сессии Градостроительного совета, и у прохождения такого вида проектов может быть больше шансов.
Но это могло бы, например, придать некий шарм внутреннему двору Гостиного Двора, Апраксину, Гороховой, там где исторически в фасадах зданий отражен купеческий дух. Необходимо поднять архивы и посмотреть, как это было. Определить исторический период. Кроме того, там, как я вижу на фото, вывески не световые. У нас в городе сумерки 6 месяцев в году, а для вывески очень важна освещенная привлекательность.
В Петербурге подобный проект точно надо делать, но не оголтело, опираться на наш исторический опыт, и адаптировать под нашу архитектуру».
Михаил Борисов, журналист, фотограф, экс-редактор журналов «На Невском», «Под ключ», «Красный», «Собака»:
«В историческом центре Рыбинска вывески, нарисованные художниками в старинном, дореволюционном стиле, по своему смыслу являются художественной выставкой на свежем воздухе и в исторической среде. Выглядит это привлекательно для туристов. Да и картины с буквами сами по себе можно рассматривать, вне зависимости от того, указывают ли они на присутствие в данном месте магазина «Молоко», «Хлеб» или «Винной лавки». Эти картины можно и дома повесить, если нравится. Другой вопрос — уличная типографика. К ней другие требования — ясность, лаконичность, подчиненность архитектуре и среде. Рыбинский пример — вещь в себе, местная достопримечательность. В Петербурге вряд ли такая сосредоточенность на дореволюционной России уместна, все таки тут и Макдоналдсы , и Мегафоны, и Сберы. А то что у нас среда засорена визуальным мусором, так что же поделать, дело не в одних вывесках, уродство малой архитектуры, всех этих киосков, ларьков, тумб, железных дверей, перекрашенных фасадов — лицо экономики, кто-то хочет, кто-то решает, ну и ничего, правда после Парижа или Хельсинки глаза-то рвет, ну два, три дня , потом — не так заметно».